Сегодня, 18 сентября,
Как рассказывает Нестор-летописец, на склоне лет князь Владимир держит при себе любимого сына, Бориса, и собирается, вопреки традиции, отдать киевский престол ему, одному из младших сыновей.
Но сразу после смерти Владимира его старший сын Святополк захватывает власть в Киеве. Он тайно спустил тело своего отца в ковре и отнёс его в храм Пресвятой Богородицы, построенный Владимиром. И тут же начал собирать знатных киевлян, ублажая их различными дорогими подарками, склоняя их к тому, чтобы они безоговорочно приняли его княжение на киевском престоле, когда он займёт место своего отца.
Борис в это время возвращается из похода, с войсками своего отца, и встает лагерем неподалеку от столицы. Дружина – на его стороне, воины пытается уговорить Бориса устроить государственный переворот и свергнуть узурпатора, Святополка. Он обладал абсолютным авторитетом в армии, как бы мы сейчас сказали бы.
В ту эпоху братоубийство "в верхах" – обычное дело. Даже сам Владимир, креститель Руси, занял престол, убив брата Ярополка, законного правителя Киева. Но для Бориса впервые кровопролитие – не метод политической борьбы.
Борис признает Святополка законным "преемником". И тогда отцовское войско покидает его – рядом остаются только слуги. Его дружина, которая мыслит еще по-язычески, считает Бориса слабаком. «Если ты не берешь меч и не идешь добывать то, что тебе надо, ты неудачник, ты слабак, и я с тобой больше не буду», — и уходят.
Когда к его шатру приближается вооруженный отряд, Борис понимает, что пришли за ним. Но, как рассказывает летопись, князь не бежит от опасности – он молится, поет псалмы – и ложится спать.
Почему же Борис, получив предупреждение об опасности, не спасается бегством? Все дело в том, что он понимает: если он останется в живых – скроется где-то на Руси или за границей, - его сторонники выступят против Святополка, и новая гражданская война будет неизбежна. Он сознательно приносит себя в жертву.
Наемные убийцы подкрадываются в темноте и бьют копьями по шатру, пронзают Бориса и его верного слугу Георгия. Подробно описывая обстоятельства трагедии, летописец говорит и о месте убийства. Это берег реки Альты, у сторожевого поселения Летч. Позже, в память о мученической кончине князя Бориса, город Летч станут называть Борисполем.