Приключенческая фэнтезийная комедия Греты Гервиг «Барби» заставила тысячи девушек массово скупать розовые свитшоты и футболки и сделала ультрамодным стиль Barbiecore. Совместно с «Опенгеймером» она стала фактически главным фильмом этого лета, а к сентябрю, наконец, появилась и у нас. Это вполне весомые причины, чтобы провести два часа в гламурном мире розовых домиков.
Первые полчаса, а может даже и чуть больше, однозначно смотрятся на ура. Эффектное появление огромной Марго Робби в полосатом купальнике, девочки, крушащие о камни своих пухлощеких пупсов, идеальный Барби-мир с барби разных профессий, рас и комплекций.
Кукольная планета напоминает нам мир из «Лего фильма» (2014). Помните, такой с милым пластмассовым типичным лего-человечком.
Здесь все тоже самое — каждый день одинаков и идеален, только вот главная его героиня - стереотипная Барби.
Барби царят в политике, науке и искусстве, с воодушевлением выполняют любую, даже традиционно мужскую работу, получают Нобелевские премии, а в оставшееся время (причем, остается его очень и очень много) они танцуют, поют и устраивают вечеринки.
Куклам Кенам повезло меньше. Они тут сугубо на вторых ролях. Основная их задача «пляжить» - даже не спрашивайте меня, что это такое — как выяснится далее по ходу фильма, это слово довольно многозначное.
И если среди Барби царит гармония и всеобщая любовь, то Кены обожают друг друга подкалывать, по неясным поводам противоборствуют и вообще парятся по всякой фигне.
Ожидаемо, что главная героиня должна почувствовать неожиданный дискомфорт в этом идеальном мире. Так оно и происходит, когда Марго случайно произносит в разгар вечеринки: «Думаете ли вы о смерти?». Музыка обрывается, Барби и Кены в шоке застывают. Мы сразу понимаем, что мир Барби уже больше никогда не будет прежним. Это тоже все мило простебывается — с утра Барби встречают запах изо рта, подгорелый тост с просроченным молоком и - удар ниже пояса — плоские ступни и целлюлит! Шок и трепет всей женской аудитории обеспечены.
Барби надо спасать. Инструктаж по спасению проводит некая Странная Барби — эксперт в области различных кукольных напастей и одновременно мастер поперечного шпагата.
Как выясняется, помимо Барби-ленда есть обычный реальный мир, в котором с нашими куклами играют девочки. Связь между девочкой и куклой некая метафизическая, и наша Барби сломалась из-за того, что ее девочка грустит. Теперь, чтобы все исправить, ей необходимо найти свою хозяйку, и там все как-то наладится.
Странная Барби мило иллюстрирует нам иллюзию мнимого добровольного выбора, когда предлагает Барби туфли на шпильке и довольно несимпатичные походные шлепки — внимание, это небольшое чеховское ружье - как выяснится они прямо выстрелят в финальной сцене фильма.
Марго Робби после нескольких ошибочных попыток делает-таки правильный выбор «шлепки и поход в реальный мир», садится в свой клевый кабриолет и мчит к Лос-Анджелесу. По дороге выясняется, что главный Кен — он же Райан Гослинг - тайком забрался к ней в багажник, и теперь Барби вынуждена взять его с собой в США.
У парочки в целом какие-то странноватые отношения. Вроде бы Кен любит Барби и не представляет себя без нее, есть прямо явные его душевные страдания и муки, но как-то от случая к случаю, в итоге выглядит все это довольно невнятно. Ну, возможно, потому что он игрушка да еще в добавок и Кен.
После красочного путешествия на самых разнообразных видах транспорта изумительно ярким пятном в стиле 80-х Барби и Кен на роликах врываются в довольно серый и неидеальный реальный мир. На Барби сразу начинают пялиться все мужики без разбора, она испытывает смущение и возмущение, что ее видят как сексуальный объект. Перед ними типичный такой утрированный маскулинный мир. Барби - в шоке, Кен, понятное дело, в восторге.
В реальном мире о существовании планеты кукол и возможности перехода из одного мира в другой хорошо знают и относятся к подобным инцидентам крайне негативно. Естественно, наводить порядок должна корпорация Mattel - производитель этих самых БарбиКенов. Механизм, посредством которого куколки с конвейера переходят на планету Барби не раскрыт, но это и не столь уж важно, наверняка, что-то тоже метафизическое.
Понятное дело, что в мужском мире весь совет директоров игрушечного гиганта — это тоже сугубо мужчины, причем довольно бестолковые — фильм в целом строится на том, чтобы доводить до абсурда всяческие шаблоны.
В офисе Mattel трудится наша«девочка-хозяйка» Глория - в порыве грусти — характера которой, кстати, мне так и не удалось понять — может, просто стареет, она играет с куклами и рисует под настроение Барби, думающую о смерти, Барби с целлюлитом и т. п.
Пока в корпорации волнуются о том, что Барби и Кен появились в реальном мире. Барби видится с дочкой художницы Сашей, и та кратко, но емко рассказывает о том, как за все эти годы Барби накосячила в реальном мире — там будет, естественно, ожидаемое - про гиперсексуальность, помехи феминизму и несчастные судьбы некрасивых девочек, но, упс, совсем неожиданно и ни капельки не аргументированно — Барби оказывается фашисткой.
Понятное дело, куколка в слезах и полном раздрае, да я и сама моргала глазами пару минут.
Плачущую Барби подбирают люди Mattel и увозят в главный офис к главному боссу - Уиллу Ферреллу.
Пляжный Кен Гослинг наблюдает эту сцену из-за угла, но будучи слишком сражен крутостью мира мужчин почти совсем легко бросает свою возлюбленную, чтобы совершить патриархальную революцию на кукольной планете. Впрочем, оказывается, собственно, что Кен большим боссам и не нужен. Их волнуют только куклы женского пола.
Барби поднимает набившую оскомину тему «как женщин притесняют в современном мире». Делает она это, конечно, в своем типа-наивном ключе: «Покажите мне президентку, покажите мне вице-президентку вашей компании». Таковых не находится, лишь молоденький паренек-офисный планктон пафосно восклицает: «А вот у меня нет никаких прав и власти — смогу я считаться женщиной?».
Большой босс начинает почему-то очень юлить и оправдываться перед Барби, рассказывая какую псевдоважную роль играют женщины в его жизни и в нашем мире: «Я, мол, сын своей матери, брат моей сестры и т. п.». Потом внезапно психует - срывается на куколку и заставляет ее лезть скорей в коробку.
Роль коробки так и остается не полностью раскрытой — может быть, это способ ликвидации или стирания памяти? Ведь путь обратно в Барби-ленд никак ни с какими упаковками не связан.
Чтобы придать фильму новый виток динамики, создатели дарят Барби внезапное озарение, которое заставляет ее убежать от этих черствых мужчин и через тайную комнату с загадочной бабушкой Рут выбраться снова на улицы Лос-Анджелеса. Бабушка Рут, естественно, персонаж не случайный, мы ее еще увидим подольше ближе к финалу картины.
Тем временем наша художница Глория заезжает в школу за дочерью. Вроде как у них почему-то натянутые отношения, но мы так и не понимаем почему. Ну, видимо, вроде так принято — подросток и мама вечно слегка на ножах. Удивительно, но в этой семье есть и папа. Хороший такой мужик, учит иностранный язык, сидит себе дома никого не трогает, но маме с дочкой на него как-то до лампочки. Поэтому наши леди вспоминают его буквально на секунду, махают на папу рукой и бегут провожать Барби в ее родной Барби-ленд. Туда же едет и вся ватага офисных работников.
Девушки в компании с Марго опять очень красиво и эффектно путешествуют по разным барби-локациям, поют клевые поп-песни и предвкушают близкий хэппи-энд. Но, вернувшись, видят, что райский городок полностью находится в руках коварных Кенов. Принаряженный в стиле" Рокки Бальбоа +модный рэпер" Гослинг олицетворяет квинтэссенцию всех произошедших изменений. Теперь обыгрываются и простебываются все типично мужские досуги и радости — полностью утратившие влияние и все свои таланты Барби в костюмчиках официанток постоянно приносят Кенам пиво, розовые дома превращаются в мачо-дача-хата-хаусы. Опять происходит церемония вручения Нобелевских премий, теперь уже Кенам. Им дают нобелевки за что попало — даже за разведение лошадей — ну а почему бы нет?!- мы должны сразу понять, что творится непорядок.
Все эти изменения в игрушечном мире моментально находят отражение в реальности, где новые модели домов и Кенов тут же сметают с прилавков.
Кен утирает нос Барби-Марго в сцене, очень похожей на начало фильма, где говорит о том, что это теперь его дом, а не ее, что она не может остаться, и вот смотри, как обидно бывает подобное отношение. Барби все это очень не нравится, она ломается, садится на пол и принимает решение ждать когда кто-то спасет их мир от этих ужасных Кенов, а потом и вовсе впадает в депрессию, что опять отражается на детских игрушках на Земле. Новый барби-хит — Барби в депрессии — в пижаме с заплаканными глазами, а для любителей перчинки даже с паническими атаками и повышенной тревожностью.
Экзистенциальный кризис доводит Марго Робби до того, что она ревет и рассказывает, какая она некрасивая и неумелая — это в ее устах звучит очень стебно и иронично.
Поддержать свою игрушку берется Глория и для этого заводит тягучие речи про сложную роль женщины в современном мире — вдруг мы еще не совсем поняли, что ей живется непросто. Рассказывает все вполне по делу и иронично, но очень и очень долго с активным использованием общеизвестных парадоксов — типа ты должна строить карьеру, а часики тикают - нужна семья, надо быть очаровательной и привлекательной, но не легкодоступной и т.д и т. п.
Спич оказывается настолько пронзительным, что стереотипная Барби резко умнеет и принимает важное решение отнять мир у Кенов и бороться за каждую порабощенную ими Барби. Не без помощи прямолинейного коварства, ибо Кены предсказуемы и недалеки. Облапошить их оказывается — не фиг делать. Поморгай глазками, притворись беспомощной, посмотри с ним любимое кино или послушай, как он играет на гитаре, а дальше дело в шляпе — пофлиртуй с другим, и все — уноси готовенького. Процесс довольно унизительный для Кенов, но снят мило и смешно. Всех заблудших Барби тем временем по очереди расколдовывают, продолжая рассказывать им все те ужасные вещи, которые вынуждена делать женщина в современном мире из-за мужчин.
Дальше идет совершенно бессмысленная, но классная борьба Кенов между собой с эффектными звездочками во время «битвы боссов» - туристического Кена (Симу Лю) и пляжного (Рослинга), с песнями и танцами, позавидовать которым могут даже пресловутые индийские фильмы.
Пока ребята мутузят друг друга и отжигают на танцполе, хитрые женщины голосуют за то, чтобы вернуть Барби-ленду прежний матриархальный уклад, но с более умными и независимыми Барби.
Кены сломлены и обескуражены. Особенно главный Кен-Рослинг, который вообще не может понять, что же ему делать без Барби и их невнятной лав-стори. Барби-Марго - умничка — помогает ему, как может. Опять нас ждут умные речи. Удельное количество прописных истин о ценности каждого индивидуума бьет все рекорды, но зато завершается прекрасным прозрением Гослинга: «Я — есть Гру- ой, пардон — Кен!».
Дальше по этой уже расчищенной идейно-ценностной дороге мы несемся на встречу новым порциям пафосных банальностей — наша стереотипная поумневшая Барби захотела стать настоящей женщиной. Ее напутствует ее главная создательница — та самая бабушка из тайной комнаты - Рут Хэндлер.
Нам кратенько рассказывают основные вехи биографии бизнесвумен: назвала куклу в честь своей дочери Барбары, была замешана в фальсификации финансовых документов и мошенничестве, боролась с онкологией. Интересно, почему не рассказали, что Кен тоже был назван в честь ребенка Хэндлеров — их сына Кеннета?!.
Рут напутствует Барби перед походом в человеческое будущее, и опять это огромнейшая порция переговоренного сто-пятьсот раз везде-где-только-можно — ох, разница между реальным и идеальным, создателями и их творениями\идеями огромна, человеком быть сложно, но здорово. Все это сопровождается зачем-то а-ля документальным видео-рядом с изображением мам и детей и венчается блеском белоснежных зубов Марго Робби.
А вот финальная сцена мне понравилась. Туда взяли даже никчемного папу, который выучил-таки пару фраз на испанском, но пока, судя по реакции его семьи, на троечку. Сюда же кочуют и "некрасивые" тапки из начала фильма, а завершится все походом к важному для становления будущей женщины врачу, думаю, вы сами угадаете к какому. Мне кажется, прямо лучше и не финализируешь.
«Барби» в целом не плохое кино, хотя и оставило у меня достаточно противоречивые впечатления. Не могу сказать, что фильм мне не понравился. Он сделан очень красиво, с любовью к деталям и , естественно, к нарядам и аксессуарам, есть шикарные юморные моменты, стеб над разными кино-штампами и жизненными банальностями, хорошая игра актеров, логичный и в меру оригинальный сценарий. В него запихнули вполне важные идеи. У него есть только один недостаток — занудность и тяжеловесность подачи этих самых идей. Все эти прописные истины, о которых нам рассказывают сто тыщ раз, скорей всего, не вызывали бы такого ощущения ненужной затянутости, если бы о них говорили чуть меньше или хотя бы не так в лоб.
Стоит — смотреть — думаю, да. Стоит ли смотреть, разинув рот — думаю, скорее, нет. В некоторых местах мне очень хотелось перейти на ускоренное воспроизведение или хотя бы пустить вместо поучений задорный саундтрек. Хотя, может, надо быть проще, не умничать и смотреть «Барби» в милом розовом барби-свитере в компании подруг с бокалом шампанского и пироженками)))
В статье использовались фото-материалы с сайта https://www.barbie-themovie.net/