Найти тему
AXXCID

«Прорыв или провал российского кино»: «ДМБ» – яркий отголосок 90-х

Оглавление

После распада СССР отечественный кинематограф претерпел колоссальные перемены: старые народные артисты и режиссёры остались без работы, а в моду вошли криминальные драмы с бандитами, перестрелками, погонями и опасными красотками – в общем, всё на манер американских боевиков. Границы дозволенного были не просто стёрты – они были разрушены! Казалось, что отечественная киноиндустрия пребывает в упадке, из которого выберется не скоро... И тут появляется Роман Качанов, который несмотря на риски решает снять армейскую комедию! Казалось бы – тема, которая вряд ли заинтересует народ. Но режиссёр – своего рода «повар»: как подаст своё «блюдо», таким и будет результат.

Кадр из фильма «ДМБ»
Кадр из фильма «ДМБ»

«ДМБ» критиковали за чёрный и грязный юмор, за море клише, которые были доведены до абсурда! Однако фильм понравился широкой публике, а значит что-то в нём есть. Искренняя заинтересованность зрителя – главная оценка для режиссёра!

«Поймут те, кто жил в 90-х»

В центре сюжета – три парня-призывника: Пуля, Штык и Бомба. Один соблазнил молодую супругу декана, другой устроил пожар на заводе, а третий просто проиграл все деньги, и теперь за ним «охотятся» кредиторы. В то время как многие их современники всячески пытаются «откосить» от службы (что довольно иронично и даже сюрреалистично показано в фильме, с отсылкой к отцу Качанова в сцене с «Чебурашкой, который ищет друзей»), для этой троицы армия – единственная на данный момент надежда, своеобразное убежище, в котором можно «переждать» смутные времена. Конечно, самое интересное начинается после их поступления на службу, а закадровый голос Гены Бобкова не перестаёт держать нас в курсе дел и напряжении на протяжении всего фильма.

Сценарий был написан Качановым совместно с Иваном Охлобыстиным, и по словам последнего – его без труда поймут те, кто жил в 90-х.

«Кто такие Пуля, Штык и Бомба? Всё это – собирательные образы мужского населения нашей страны, в частности 90-х! Кто-то прожигал свою жизнь, кто-то романы крутил направо и налево, а кто-то просто был работягой... Однако армия ставит их на один уровень: там у них совершенно новые тяготы жизни...»
Кадр из фильма «ДМБ»
Кадр из фильма «ДМБ»

Фильм действительно ярко передаёт атмосферу, царившую тогда в стране. Да, многие моменты здесь «выкручены на максимум», доведены до абсурда и даже сюрреализма. Однако во всём этом есть смысл... Сам режиссёр сказал об этом так:

«Чтобы понимать смысл «ДМБ», нужно брать во внимание эпоху, когда этот фильм создавался – настроение населения, хаос в стране, развал советского кинематографа... Это были руины! Киношники сидели без денег, все боялись снимать вообще!»

Нужно ли молодому поколению?

Кадр из фильма «ДМБ»
Кадр из фильма «ДМБ»

Конечно, с каждым новым поколением старые фильмы всё глубже и глубже уходят «в полку». Просто современная молодёжь не способна понять тот постсоветский юмор, ту армейскую драму, ту романтику... Времена кардинально изменились. Однако «ДМБ» по-прежнему интригует молодых зрителей. В одном из своих интервью Роман Качанов рассказывал:

«Часто слышу, что «ДМБ» уже никому не интересен – разве что преданным поклонникам. Вынужден не согласиться: такое кино нужно молодёжи! Это кино не для какого-то определённого поколения – в нём затрагиваются темы, которые были, есть и будут актуальными. Был случай, когда мне написал молодой парень – его интересовала эпоха, в которой жили его родители, дедушки и бабушки. Вот вам и ответ на вопрос об актуальности!»
Кадр из фильма «ДМБ»
Кадр из фильма «ДМБ»

«ДМБ» действительно обрело бессмертие: многие цитаты из фильма – особенно про любовь и «движение есть, прогресса нет», а также «товарищи призывники, надо понимать всю глубину наших глубин» – разлетелись на крылатые фразы, которые сегодня знает каждый: и стар и млад что говорится. Ну и, конечно, нельзя обойти стороной музыкальное сопровождение фильма – здесь прозвучали одни из самых известных в СНГ армейских песен, что сделало эту комедию такой родной и понятной.

Особенно многим запомнился шедевр «Русский ренессанс» – текст у этой песни действительно выдающийся. Вся эта музыка идеально дополнила повествование о российской армии тех лет, чьи реалии были показаны очень даже правдоподобно – даже та же «дедовщина».

Так всё же: прорыв или провал

И всё же: прорыв или провал – чем «ДМБ» обернулся для российского кинематографа? Стоит заметить, что в его потенциал практически никто не верил – возможно, за исключением самого режиссёра. Критики называли его скандальным и грязным, а коллеги-кинематографисты уже заранее сочувствовали Качанову – мол, провала не миновать. Однако картина пришлась по вкусу молодёжи, и даже получила несколько заметных наград, включая приз Гильдии киноведов и кинокритиков на ОРКФ в Сочи! Для самого Романа Романовича это был приятный сюрприз, хотя многие его коллеги и не разделяли восторга публики, выражая своё скептическое мнение.

Кадр из фильма «ДМБ»
Кадр из фильма «ДМБ»

Сегодня вокруг этой ленты нет былого ажиотажа, но стоит заметить – о ней не забыли ни преданные фанаты, ни современное поколение зрителей, для которых это необычный взгляд на молодость их родителей. Остроумные реплики и непосредственность сцен сделали «ДМБ» доступной для каждого классикой. А как относитесь к этому фильму вы? Считаете ли вы его провалом отечественного кинематографа, или, быть может, всё же прорывом? Делитесь своим мнением в комментариях, с удовольствием почитаем.

Рекомендуем также:

Оригинал: 🔗источник

От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще