Гороховая баба – фольклорный персонаж, известный в северной части Подляшья (область на белорусско-польском пограничье между Холмщиной и рекой Нарев) и в Кашубии (северо-запад Польши).
Гороховые бабы обитают в зарослях гороха и люпина (растение из семейства бобовых). «Причастность» к гороху подчёркивается тем, что эти существа носят платья, сотканные из волокон данного растения, или же его поросли у них вместо волос на голове.
Летом могут блуждать по полям.
Представляют опасность для жнецов, которые утомились от работы и отдыхают на меже: душат их. Также душат и пугают маленьких детей.
На мой взгляд, рассматриваемый образ выполняет воспитательную функцию: предостерегает и детей, чтобы не бегали играть или лакомиться бобами в гороховые заросли (можно, к примеру, потеряться), и взрослых от работы в полуденный час (можно получить солнечный удар).
В сельской волости Чарна-Домбрувка так и предупреждали (цитата приводится из книги Ричарда Кукера «Быт кашубов: очерк этнографической монографии»):
...занятие косьбой гороха в полуденный час может потревожить покой «гороховой мамки», кормящей своих детей.
Такой фольклорный персонаж «педагогической направленности», отпугивающий детей от гороховых полей и взрослых от неурочной там работы, встречается не только у поляков.
Так, на Вологодчине известны жареник и жареница. Эти существа (их облик практически не описывается) обитают в гороховом поле (а ещё в огороде и в овине). Ими стращали ребятишек, чтобы не бегали рвать горох, они служат персонификацией жара – как полуденного, так и печного.
Ну и полуденница вспоминается, конечно же...
Список использованной литературы
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
- Baranowski Bohdan. W kręgu upiorów i wilkołaków
- Kukier Ryszard. Kaszubi Bytowscy: zarys monografii etnograficznej