(Не той голубизны, о которой вы подумали, но не менее интересная).
С начала XX века и даже чуть раньше, как только начали мутить социологические опросы, голубой (синий) цвет стабильно лидировал в качестве любимого у жителей Западной Европы и Америки (от 50% опрошенных). За ним с большим отставанием шел зеленый (около 20%), потом белый и красный (по 8% каждый). В то время как в Японии, например, первое место занимает белый (30%), затем черный (25%) и красный (20%).
Сегодня синий цвет по праву можно назвать цветом западной цивилизации – и среди простонародья (см. выше), и на официальном уровне (см. символику ООН, Евросоюза, Юнеско и т.д.). Между тем, в античности (европейской) он даже не считался самостоятельным цветом (к которым относили белый, черный и красный). Отсюда, кстати, и возникшее в XIX веке заблуждение, что греки и римляне тупо не умели распознавать синий цвет. Разумеется, умели – просто для них это был цвет варваров (мажущихся синими красками кельтов и т.п.). Настолько нелюбимый, что голубые глаза считались у римлян едва ли не физическим недостатком: индикатором порочности у женщин, признаком женоподобности (и смехотворности) у мужчин.
Даже в самом языке (греческом, латинском или произошедших от него романских) не существовало слова для обозначения синего цвета. Приходилось заимствовать у германцев (blau) или арабов (lazurd).
Игнор и гнобление синего цвета продолжался и в Высоком Средневековье. Так, он напрочь отсутствовал среди литургических цветов (белый, красный, черный и зеленый). Взлет карьеры у европейской голубизны начнется лишь с XII века.
Небеса – бывшие до того белыми, золотистыми или красными – вдруг начинают красить в синий цвет (пардон за оксюморон). Одновременно с этим синий становится цветом Девы Марии (по мере развития ее культа). До того Богоматерь обычно изображали в одежде темных тонов, как носящую траур по сыну. Опять же, аббат Сугерий не поскупился на синий цвет во время перестройки аббатства Сен-Дени. Ну и т.д. При этом церковники даже разделились на «хромофилов», как тот же Сугерий, и «хромофобов», как, скажем, Бернард Клервоский. Для которого цвет был атрибутом презренной материи, а значит, чем-то низменным и отвратительным, отвращающим паству от истинной связи с Господом.
После своей церковной реабилитации синий цвет становится цветом монархов (при Филиппе-Августе во Франции). А вскоре – и любимым цветом знати. Под это дело буйным цветом расцветает экономика синей краски (из вайды). Настолько буйным, что конкурирующая бригада краснокрасочников подкупает в Страсбурге главного остекленителя собора, чтобы тот на своих витражах выставил Дьявола в синем цвете.
А потом грядет Реформация, с ее новой этикой, кострами и цветовым ригоризмом. Для которой одежда – знак стыда и греха, призванная напоминать человеку о грехопадении. А посему должна быть строгой, простой и неприметной. Лучше черного, серого или коричневого цвета, в крайнем случае – темно-синего. И «моду» на эти цвета мы наблюдаем вокруг себя до сих пор: в цветах делового костюма, колеровке представительских авто и много где еще. Хотя, казалось бы, какая связь между нынешним российским агностиком и английским пуританином 500-летней давности.
А потом пойдут поставки индиго из Нового Света, изобретение берлинской лазури и прочие достижения НТП, в результате которых пастельная вайда уступит место намного более технологичным красителям. И к XVIII веку синий станет любимым цветом европейцев. К этому добавится романтизм, «Голубой цветок» Новалиса, синий фрак юного Вертера. Голубой цвет станет символом утонченности и аристократизма – если не крови, то духа. Потом появятся джинсы Леви-Страусса, синие робы и «синие воротнички», «синяя птица удачи», блюз, «Still got the blues» и все такое прочее. В т.ч. «синий сайт», на котором вы все это читаете.
Параллельно с описываемыми событиями синий цвет будет постепенно «холодеть». Как ни покажется странным, холодным он считался не всегда. Ибо холодные и теплые тона существуют исключительно в человеческих головах. Сначала возникла привязка синего цвета к воде (которую до Нового времени чаще представляли зеленой). Потом, века с XVII, синий постепенно начнет «остывать», окончательно получив статус холодного цвета только в XIX в.