Полное название романа Даниэля Дефо о приключениях и жизни Робинзона Крузо состоит из 50 слов. Это практически краткая аннотация к книге, из которой можно понять, что описываемые события происходят у берегов Южной Америки недалеко от устья реки Ориноко на необитаемом острове. Однако в реальности в этом месте Атлантики находятся только крупные острова южной части Антильского архипелага, которые были заселены и освоены задолго до Робинзона.
А вот реальный остров, где прототип героя романа провел время в ожидании своего спасения, располагается на другой стороне континента в 700 километрах от побережья Чили в Тихом океане. Там нет ни тропиков, ни буйной сочной растительности, ни мест для отдыха. Туристов тоже мало. Да и вообще, о существовании острова Робинзон-Крузо большинство людей даже не подозревает. А между тем именно здесь и разворачивался драматический survival, который взял за основу Даниэль Дефо.
Вспыльчивый боцман
Итак, жил-был в Англии в конце XVII моряк Александр Селькирк. В 27 лет он стал боцманом в экипаже известного корсара Уильяма Дампира, и отправился в плавание к берегам Южной Америки искать золото да грабить торговые суда вечных соперников испанцев. Во время похода Селькирк, не отличавшийся смирением и покладистостью, постоянно вступал в перепалки с капитаном и командой. В конце концов конфликт вспыхнул так бурно, что боцман потребовал ссадить себя на ближайший остров, дабы больше не видеть опостылевших лиц. Таким клочком суши оказался остров Мас-а-Тьерра, что переводится с испанского как "ближайший к земле".
Одумавшись, Селькирк попросил капитана отменить свое распоряжение и даже извинился, прилюдно покаявшись, но тот был неумолим. Так боцман и поселился на необитаемом острове и провел там 4 года (а не безумные 28 лет, как в романе Дефо), пока его не снял проходящий мимо английский корабль.
Жизнь Александра Селькирка на острове вышла непростой. И хоть его ссадили на берег с запасом продуктов, инструментами, огнивом, навигационными приборами, Библией, оружием и запасом пороха, ему пришлось по-настоящему бороться за жизнь, так как окружающая природа отнюдь не блистала изобилием. Но со временем он втянулся и даже сумел построить хижину из изогнутых стволов местных деревьев. Пропитание ему обеспечивали дикие козы. Они же давали материал для одежды. Со временем Селькирк приручил животных и стал получать от них молоко. Совсем как в повести Даниэля Дефо, только вот никого Пятницы у боцмана не было — за все четыре года остров посетили только два испанских корабля. И то, поскольку испанцы в то время были злейшими врагами англичан, высадившиеся моряки чуть было не убили местного робинзона и тому пришлось прятаться в глубине острова на дереве.
Его приключения подошли к концу через четыре года. К острову Мас-а-Тьерра пристал английский корабль, который и снял с него бородатого отощавшего человека в штанах и жилетке из козьих шкур. Согласно легенде, Селькирк рассказал о своей жизни Даниэлю Дефо, с которым познакомился в одной из шотландских пивных. Вот так о приключениях вспыльчивого боцмана узнал весь мир, а процесс выживания в суровых условиях навеки получил название "робинзонада".
Совсем не рай, и даже не тропический
Но имя героя романа увековечили не только этим термином. В 1966 году скалистый чилийский остров Мас-а-Тьерра получил имя Робинзон-Крузо. С инициативой выступили местные жители, дабы привлечь к себе туристов. Однако затея откровенно провалилась, и сегодня остров Робинзон-Крузо посещает в год не более трех сотен человек. Итак, что же собой представляет "малая родина" знаменитого героя романа Дефо?
Она располагается в южной части Тихого океана в составе архипелага из трех островов. Кстати, один из них носит имя Селькирка, так что жители не забыли об отважном боцмане. Только вот обитаем из вех трех всего один, и то жизнь на нем нельзя назвать комфортной. Нет, 900 человек местного населения отнюдь не ведут сражение с природой и климатом, но условия на острове довольно суровы. Во-первых, он горист, и возвышенности занимают 80% всей территории. Во-вторых, эти же горы делят Робинзон-Крузо на две части. Юго-западная половина острова бедна на растительность. Там сухо, ветрено и весь рельеф представляет собой каменистые площадки, обрывающиеся в воду отвесными стенами. А вот центральная часть наоборот, богата на дожди, которые идут там месяцами. Нет, это не тропические ливни, а скорее нудная мелкая морось, столь типичная для средиземноморского климата. Именно здесь и находится единственное поселение на острове — городок Сан-Хуан-Баутиста. Несколькими террасами он спускается к самому берегу, на котором обустроены небольшие причалы.
Раньше город целиком находился на берегу, но в 2010 году он пострадал от цунами, которое обрушилось на остров после Чилийского землетрясения. Волна высотой 5 метров смыла в океан все прибрежные постройки и унесла жизни восьми человек. С тех пор Сан-Хуан-Баутиста стал отстраиваться на террасах, да еще и забираться выше в горы.
Кстати, на их вершинах и находятся главные достопримечательности Робинзон-Крузо. Это не только остатки его хижины (на самом деле бесхитростный современный новодел), но и руины самого настоящего военного форта со столь привычным нашему уху названием "Санта-Барбара". Среди остатков каменных укрепления стоят литые чугунные пушки в количестве 15 штук. Также на склонах холмов можно отыскать остатки поселений прежних колонистов.
Чем привлечь туристов?
Познакомившись поближе с историей острова, понимаешь, что по сути он и необитаемым-то не был никогда. В разные годы там жили колонисты, оборудовали базу пираты, стояли лагерем испанские военные. Просто Селькирку "повезло" оказаться на этом клочке суши в период его временной необитаемости. Кстати, и дикие козы здесь взялись не просто так, равно как и крысы и даже кошки, про которых рассказывал герой Даниэлю Дефо за кружкой пива.
Все они сейчас и расселились по лесистой части острова. А компанию им составляют ластоногие, которых у берегов Робинзон-Крузо особенно много. Вот только охотиться на морских котиков нельзя — их колония находится под охраной. Поэтому основа жизнедеятельности местных жителей — это ловля крабов и рыболовство. На том и выживают. Туристическая сфера особой прибыли не приносит. В действительности на Робинзон-Крузо нечего смотреть. Можно подняться на смотровую площадку, побродить среди руин форта, и на этом всё. На любование достопримечательностями уйдет полдня, остальную половину можно провести в местном пабе за кружкой "эндемичного" пива, которое варят жители (тут даже есть свой пивзавод и миниатюрная линия по розливу в бутылки).
Пляжей на Робинзон-Крузо нет абсолютно, вода для купания холодная. И по большей части сюда едут только те, кто хочет прикоснуться к природе, ощутить величие океана и представить себя на месте реального "робинзона" хотя бы на пару дней. Атмосферу аутентичности усиливает и внешний вид Сан-Хуан-Баутисты. Дома в нем выглядят очень бедно, их архитектура крайне примитивна. Твердого покрытия на улицах нет и в распутицу дороги местами превращаются в глиняное болото. Так что обстановка в городе гораздо ближе к "эпохе Робинзона", нежели к лоску современных курортов.
Долгая дорога к городу
Да и добраться до города та еще проблема. На острове есть аэропорт, но он расположен на его юго-западной оконечности — там, где камни и скалы. По прямой между городом и портом десять километров. По "кривой" — все двадцать. Но это не дорога, а натуральная козья тропа для пешего прохода гуськом. Нормального сообщения между аэропортом и столицей Робинзон-Крузо не существует. Логистика тут выглядит так: прилететь из чилийской столицы на крохотном частном самолете; спуститься на джипе по серпантину к морскому берегу, обогнуть на лодке остров (1,5–3 часа в зависимости от погоды); подняться от пристани в сам город.
Есть здесь и морское сообщение, но в силу отсутствия подходящих гаваней оно происходит примерно по тому же сценарию и довольно нерегулярно: судно, бросившее якорь в километре от берега — моторный катер — городской пирс. Именно таким путем на Робинзон-Крузо доставляют топливо, продукты и крупногабаритные вещи.
Собственно, на этом рассказ о прототипе тропического острова из романа Даниэля Дефо можно и заканчивать. Ах, да, еще одна немаловажная туристическо-историческая деталь. В годы Первой мировой войны у берегов Робинзон-Крузо затонул немецкий крейсер "Дрезден" который проиграл морское сражение двум британским кораблям. Покоится он на небольшой глубине и в нескольких десятках метрах от берега. Поэтому в этом месте организуют погружения дайверов. Прозрачная вода позволяет детально рассмотреть крейсер со всех сторон. Это еще один повод для визита на остров, подаривший миру историю про "Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве".
В России тоже случались подобные истории. До такого солидного рекорда в 28 лет им всем далеко, но события имели место. Были они как и полностью реальные, так и вымышленные, хотя и очень правдоподобно описанные. Как, например, история ниже 👇:
(При написании статьи использовалась информация сайтов: 2f.ru; varmatin.com; earthtimes.org)