Найти тему
AXXCID

Трагедии, нависшие над «Белым солнцем пустыни»

Оглавление

Сегодня фильм «Белое солнце пустыни» – это уже классика, шедевр своего времени и жанра, которому нет равных. Однако в далёком 1969 году судьба картины находилась под угрозой: цензоры буквально разгромили работу Владимира Мотыля, и каждый новый – переработанный с учётом внесённых правок – вариант сопровождался бурной критикой... Дело дошло до того, что Мотыля хотели отстранить от съёмок, но «Белое солнце пустыни» – не тот фильм, за который режиссёры сражались друг с другом. Напротив: от него открестились все, так как никто не хотел завершить свою карьеру под мрачной тенью этого истерна...

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Сам Мотыль стал режиссёром этой трагикомедии совершенно случайно – можно сказать, у него не было выбора. В какой-то момент Владимир Яковлевич уже свыкся с мыслью, что на его карьере поставят жирный крест, а саму ленту отправят пылиться в полку. Однако когда фильм показали Брежневу – тот остался в восторге. Леонид Ильич дал распоряжение – пустить «Белое солнце пустыни» в прокат, чтобы советский народ мог насладиться родной, отечественной версией популярных тогда западных вестернов. Увы, успеха этот киношедевр поначалу не снискал – лишь спустя годы его окрестят классикой.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Сегодня этот фильм считают культовым даже молодые зрители. Но мало кто знает, под каким сильным давлением он создавался, и какие трагедии нависли над «Белым солнцем пустыни».

«Борщ-вестерн», о котором говорили даже на Западе

«Белое солнце пустыни» повествует о доблести красноармейца Сухова, который спасает женщин из гарема бандита Абдуллы. История разворачивается в необъятной пустыне, во время Гражданской войны. Не станем пересказывать весь сюжет дословно – лучше поговорим об источнике вдохновения. В те времена в кинотеатрах СССР набирали обороты американские вестерны, которые пользовались большой популярностью у советского зрителя и, соответственно, приносили США хороший доход. И тогда страна Советов решила поставить эксперимент: снять собственное кино в духе вестерна, но только на отечественный лад. Режиссёрам давали полную свободу действия, но было одно условие: гонорар будет напрямую связан с успехом работы в прокате.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

В основу сценария лёг реальный факт, как во времена Гражданской войны басмачи бросали свои дома в пустыне, а вместе с ними и своих жён. Честно говоря – никого эта задумка не впечатлила. Режиссёры попросту отказывались, потому что не видели в этом эксперименте потенциала, а загубить свою карьеру никто не хотел. Изначально и Владимир Мотыль ответил отказом, но Григорий Чухрай сумел его переубедить: тогда Мотыль переживал не лучшие времена – казалось, что хуже уже точно не будет. Но потом стало ясно, что хуже есть куда...

Трудности начались уже с проб: Георгий Юматов должен был сыграть Сухова, однако накануне съёмок напился и подрался. Тогда у Юматова погиб друг – разбился на автомобиле, подаренном актёром. Георгий Александрович долго боролся с чувством вины... Ещё одна проблема, не считая 50-градусной жары и откровенно ужасных условий – воры! Чтобы оградить съёмочную команду от них, Мотылю даже пришлось привлечь к съёмкам местного криминального авторитета – речь о знаменитом бандите в красной рубашке.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Были драки, были споры и пьянство... Много чего случилось за период съёмок «Белого солнца пустыни». Как этот фильм вообще был завершён и выпущен – до сих пор остаётся загадкой.

Песня Верещагина

Несмотря на все трудности, фильм получился гениальным – как и музыкальное сопровождение к нему. Знаменитая композиция «Ваше благородие», также известная как песня Верещагина, была написана специально для истерна на стихи Булата Окуджавы и музыку Исаака Шварца. Примечательно, но когда композитор сочинял музыку – мысленно он представлял, как исполнителем будет именно Павел Луспекаев и никто другой. В итоге песня ушла в народ и обрела статус классики.

Кадр из вырезанной сцены фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из вырезанной сцены фильма «Белое солнце пустыни»

Ещё одна любопытная история связана с культовым произведением «Из-за острова на стрежень». По задумке, композиция звучит в сцене сна товарища Сухова: в образе Стеньки Разина он плывёт к своей супруге на баркасе, а вместе с ним его гарем, который ему порядком надоел. В какой-то момент Сухов выбрасывает за борт одну из восточных красавиц... Этой «несчастной» оказалась Светлана Сливинская. Сцену снимали без каскадёров, всё натурально и очень эффектно. Однако цензура не пропустила этот шикарный эпизод, а жаль.

...И его судьба

В фильме «Белое солнце пустыни» Павел Луспекаев продемонстрировал невероятное мужество и актёрское рвение! Каждый раз ему приходилось преодолевать сильную боль...

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Кандидатура Луспекаева очень нравилась режиссёру – а желающих на роль Верещагина, стоит заметить, было действительно немало. Однако к тому моменту физическое состояние Павла Борисовича оставляло желать лучшего: последние годы он мучался от атеросклероза сосудов ног – ему провели сложную операцию, в результате чего актёр стал зависим от сильных болеутоляющих средств... На съёмках его сопровождала супруга: Инесса носила с собой маленький складной стул, так как Луспекаев не мог делать более 20 шагов за раз – ему постоянно требовался отдых. Скончался актёр всего через полмесяца после выхода фильма, не дожив трёх дней до своего 43-летия...

Рекомендуем также:

Оригинал: 🔗источник

От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще