Найти в Дзене
Пикабу

О фильме "Копейка"

Признаться честно, но на меня печатные произведения Владимира Сорокина не произвели такого глубокого впечатления, как два фильма по его сценариям - "Копейка" и "Четыре". Вообще-то это потрясающая идея рассказать о периоде жизни целой страны, рассказывая о разных владельцах одной и той же машины, популярной модели. До Сорокина и Дыховичного фильм в основе которого похожая идея снял Алекс Ван Вармердамм, только там фильм был про платье. Там история начинается и идеи создания рисунка для ткани и разработки фасона этого платья. В фильме "Копейка" история начинается с того момента, когда самую первую Копейку, дают высокопоставленному партийному функционеру, который любит две вещи - соленые огурчики и ходить босиком по родной земле. Вообще в фильме очень часто употребляются каких-то две вещи. Лишь один сложный герой любит целых три вещи, зато его жена человек простой, потому она любит только одну вещь, и у них на двоих всё равно получаются четыре вещи, то есть в среднем на каждого всё равно две вещи. Примечательно то, что одни и те же артисты играют там разных персонажей, привлекли популярных эстрадных исполнителей, да и сами Дыховичный с Сорокиным показались в эпизоде. Фильм этот, многие восприняли, как глумление над всем святым. К примеру один мой родственник, глядя на служителя государственной безопасности в этом фильме, просто рыдал он жалости к себе. Дело в том, что он сам в советское время был секретным сотрудником, потому что на зарплату технолога выжить было трудно, да и почему бы не получать две зарплаты? И его бесил ни сколько фильм, сколько то, что его жена и дети не испытывали жалости к бедному, на его взгляд Вантусову, которого начальник заставляет пить урину, спрашивая про три качества чекиста и о каких двух вещах говорил Эммануил Кант. Нет, это уже не ирония над семидесятыми, восьмидесятыми и девяностыми в России, это смертельный укол жалом сатиры в спину и ниже пояса! Многие люди видят себя, причем некоторые даже не в одном, а в нескольких. И им увиденное не очень приятно, потому что не каждый способен так зло посмеяться над самим собой, а потом вырвать часть себя и выбросить. Один мой старший товарищ, когда услышал, что родители Пети любили две вещи - фигурное катание и колбасу, прямо задохнулся от возмущения, принялся кричать, что колбаса была вкусная, не то, что сейчас, потому её и не хватало на всех, а советские фигуристы всех и всегда побеждали, и нечего тут язвить и хихикать! Все серьезно! В нашей жизни нет мелочей, не стоящих внимания, потому что из мелочей слитых воедино состоит наша жизнь. Плох же был тот советский человек, у которого где-то не был спрятан запасной унитаз, на котором можно было бы посидеть в укромном уголке и почитать самиздат Солженицына. А как же многим было страшно, если взрослая дочь не чтит моральный кодекс! И проще было такую дочку пристроить в женскую по знакомству валенки повалять. И какой любящий муж не хотел бы и сейчас, чтобы жена во время любовных игр не попросила включить его любимую музыку? А уж как было бы приятно, если узнать, что жена слушает любимую музыку супруга, когда тот ушел из дому! Да, и не обязательно, чтобы это был Галич. А как же можно было изобразить рупор эпохи, которого вечно пытались канонизировать, таким, какой он был на самом деле? Народу нужны новые святые, хотя народ и знает, что святости в них не было, и именно отсутствием святости эти святые народу и нравятся. И как можно насмехаться над манией советских чиновников, всем всегда и во всем отказывать, и все улаживать по знакомству? Над этим смеяться - это святотатство, богохульство! Это так глубоко въелось в нас, что мы считаем все это частью себя. В то же время этот фильм был совершенно непонятен моему сыну, который родился во втором году нынешнего тысячелетия. Да, он понял, что там к чему, знает по моим рассказам, как все раньше было устроено, но его все это не цепляет, он не смотрел телевизор, не представляет, как можно смотреть фигурное катание, мечтая при этом обожраться колбасой. Я много раз смотрел этот фильм с молодежью, был интересен их взгляд на советскую действительность изображенную в гротескной форме. И я прежде всего спрашивал, кто же из всех персонажей им больше всех нравится. И все они сходились на художнике, который совмещал две вещи - любовь и электричество, да заасфальтировал дно Копейки, чтобы она стала устойчивее. А так же им понравилась дочка Вантусова, не смотря на её аморальный образ жизни, потому что все она делала с энтузиазмом. Впрочем песнь Вантусова о том, что когда он в город приехал и было у него две рубахи актуальна везде. Я слышал подобное от своей младшей сестры, которая уехала в Ирландию в восемнадцать лет и теперь с жалостью к себе и в то де время с гордостью перечисляет содержимое своей сумки, хотя при социализме она и не жила.

Пост автора cernecovs.

Больше комментариев на Пикабу.