Найти тему
Блог Рязаночки

Для чего ошибки в рукодельных вещах?

Все знают древнегреческий миф об искусной ткачихе Арахне.
"Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать её от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своём.

: Афина и Арахна. "Затем богиня воскликнула: "Она пришла!" и, отбросив свой облик старухи, она явила Палладу". (Ov. Met. 6.43). Guillaume T. de Villenave, Les Métamorphoses d'Ovide (Paris, Didot 1806–07). Гравюры по оригиналам Жан-Жака Франсуа Ле Барбье (1739-1826), Николя Андре Монсио (1754-1837) и Жан-Мишеля Моро (1741-1814).
: Афина и Арахна. "Затем богиня воскликнула: "Она пришла!" и, отбросив свой облик старухи, она явила Палладу". (Ov. Met. 6.43). Guillaume T. de Villenave, Les Métamorphoses d'Ovide (Paris, Didot 1806–07). Гравюры по оригиналам Жан-Жака Франсуа Ле Барбье (1739-1826), Николя Андре Монсио (1754-1837) и Жан-Мишеля Моро (1741-1814).

Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены из похождений Зевса. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета (в изображениях её было неуважение к богам) и уничтожила творение Арахны. Афина порвала ткань и ударила Арахну в лоб челноком из киторского бука. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила Арахну из петли и сказала ей:
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело её сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткёт её."


Данте. "Божественная комедия". ПЕСНЬ ДВЕНАДЦАТАЯ.
"43.
О дерзкая Арахна, как живую
Тебя я видел, полупауком,
И ткань раздранной видел роковую!"

Гюстав Доре Французский график
Гюстав Доре Французский график

Понятно, это гордыня "я самая лучшая рукодельница, выше Бога".

А вот у узбекских вышивальщиц принято оставлять ошибки, недоделки, небольшие огрехи в своей работе — вышивке сюзане (покрывало с великолепными узорами). Например, на этом участке сюзане с изысканным орнаментом один из лепестков не покрыт вышивальным швом, как будто недоделка, а рядом некоторые элементы вышиты ниткой другого цвета, да и неаккуратный шов соединения деталей сюзане в розетке. "Потому что совершенен лишь Бог (Аллах), а человек не может претендовать на идеальность. И это было своего рода оберегом – от зависти, от чрезмерного восхищения, которое могло привести к сглазу."

Сюзане всегда имело незаконченный элемент. Смысл – ничто не должно заканчиваться. И в вышивках обязательно допускалась какая-либо неточность, несовершенство, потому что совершенен лишь Бог, а человек не может претендовать на идеальность. И это было своего рода оберегом – от зависти, от чрезмерного восхищения, которое могло привести к сглазу.
Сюзане всегда имело незаконченный элемент. Смысл – ничто не должно заканчиваться. И в вышивках обязательно допускалась какая-либо неточность, несовершенство, потому что совершенен лишь Бог, а человек не может претендовать на идеальность. И это было своего рода оберегом – от зависти, от чрезмерного восхищения, которое могло привести к сглазу.
Джейми Росс в своем доме/галерее в Минерал-Пойнт, штат Висконсин. Фотография Тома Дженца.
Джейми Росс в своем доме/галерее в Минерал-Пойнт, штат Висконсин. Фотография Тома Дженца.
Автор Джейсон Фрид.

Несколько лет назад я попал в необычную галерею и бродил по ней около часа – там продавались ковры работы индейцев навахо. Коллекционер, любопытный персонаж по имени Джейми Росс, любил собирать ковры навахо с английскими словами, буквами или языком, вплетенными в узоры.

Мое внимание привлекли некоторые образцы, и я попросил хозяина рассказать, как эти ковры попали к нему в галерею. Он рассказал и объяснил много всего интересного… Но больше всего меня поразил и запал в душу один его ответ. Я заметил, что на многих коврах в плетении видны маленькие изъяны, и спросил, почему мастера их оставили?
Росс ответил, что тому есть много объяснений. Одно из самых известных — навахо намеренно вплетают изъяны в рисунок на ковре, чтобы напомнить самим себе о несовершенстве человеческой природы.
Но сам он предпочитает другое объяснение. Дело не в том, что навахо специально делают ошибки в плетении и относятся к ошибкам как к моментам во времени. Раз мы не в состоянии изменить время, зачем пытаться исправить ошибку, которая уже произошла? Ошибка уже вплетена в ткань времени. Полезно помнить об этом, когда оглядываешься назад.
Он развил свою мысль дальше и привел пример с восхождением на гору. Когда мы взбираемся на вершину, то по дороге обязательно делаем неверные шаги и оступаемся. Но продолжаем идти. Мы не останавливаемся и не возвращаемся в исходную точку, если где-то споткнулись и упали, а где-то пошли неправильной дорогой и сбились с пути. Мы продолжаем идти.
Невозможно стереть неверный шаг. Он уже произошел, и это часть восхождения… Если тебе удалось достичь вершины, ты не считаешь восхождение со всеми его промахами неудачей. Точно так же навахо не считают ковер с несколькими неверными стежками бракованным. Если ковер закончен – значит, он удался. И что еще важнее, ковер с несколькими неверными стежками – правдивый, подлинный ковер».


В современной жизни мы часто неосознанно применяем этот прием – допускаем какое-то несовершенство, абсолютно сознательно. Чтобы не завидовали. Не ремонтируем вмятинку на машине, или не зашиваем небольшой участок одежды. Эдакая народная хитрость, вещь уже испорчена, и больше поломаться не сможет.