Глава № 9: Психологическая консультация и психокоррекция созависимого клиента: ключевые задачи и методы работы.
Особенность консультирования созависимых клиентов заключается в том, что психолог имеет дело с человеком, который считает, что его проблемы явились следствием разрушительного поведения другого человека, и поэтому достижение собственного комфорта он видит в изменении поведения этого человека.
Чаще всего такой обратившийся к психологу клиент – женщина, которая не подозревает, что является созависимой и сама нуждается в психотерапии. Соответственно, она редко бывает готова взять на себя ответственность за свою часть проблемы и прилагать активные усилия для ее разрешения.
Её первичная цель – убедить психолога в том, что выбранный ей путь спасения зависимого сына или мужа – это единственный способ решить проблему, но вот только сил что-то не хватает, здоровье ухудшается и, поэтому она обратилась за помощью.
Итак, представим, что у нас на приёме женщина, которая жалуется на сына или мужа - алкоголика.
О том, что она является созависимой, будет понятно с первых же сообщений о сущности её визита к вам. От неё будут исходить такие слова: мой муж (сын) много пьёт, почти всё вынес из дома и продал, помогите ему перестать употреблять алкоголь, подскажите, пожалуйста, как мне ему помочь?
Любые вопросы психолога о самой этой женщине и её самочувствии будут неизбежно переводиться ею на обсуждение поведения её зависимого родственника.
И вот, оказавшись в трудной ситуации запроса по изменению другого, отсутствующего на приёме человека, психолог не может побудить такого клиента пройти полный курс семейной или хотя бы индивидуальной психотерапии, хотя и должен использовать любую возможность для наиболее полного информирования клиента о том, почему это необходимо. Но точно так же он не может согласиться менять того другого человека.
Что же делать?
Друзья, есть очень хорошая трёхзадачная методика, которую я разработал и применяю в консультировании и психокоррекции созависимого поведения людей на начальном этапе терапии. Можно выделить два таких этапа: начальный и основной.
Психолог при начальном этапе терапии созависимости занимает директивную позицию, разговаривает с клиентом твёрдо, тактично и убедительно.
Задачи начального этапа консультирования и психокоррекции такие:
Во-первых: проинформировать клиента о том, как необходимо организовать своё собственное поведение, чтобы уйти от непосредственного воздействия на зависимого родственника и, в то же время оказать на него благотворное влияние, чтобы побудить выздоравливать самостоятельно.
Во-вторых: отметить, а лучше записать, все сопротивления, возникающие у созависимого человека в процессе его информирования, и каждое из них проанализировать отдельно, вместе с клиентом, чтобы их постепенно нейтрализовать.
В-третьих: Провести суггестивную психокоррекционную процедуру для глубокого усвоения установок программы выздоровления от созависимости.
Обычно, проводя первичное консультирование с родственниками зависимого от ПАВ человека, нет времени, чтобы снабдить их всеми нужными знаниями и сформировать у них необходимые умения для конструктивного взаимодействия с зависимым человеком, поэтому начинаем с конкретных и чётких рекомендаций. Это будет начало решения первой задачи психокоррекции созависимости.
Рекомендации такие:
1. Позвольте зависимому родственнику «повзрослеть»:
- Ни в коем случае не обслуживайте употребления ПАВ.
Больной должен проснуться там, где уснул. Если в грязи, значит там и проснется. Не отдавайте его долги, не оправдывайте перед начальством, не врите, что заболел. Если он потеряет работу, но после этого бросит употреблять ПАВ, он найдет новую, а если не бросит, то потеряет ее все равно.
Не пытайтесь снять запой на дому, если больной сам этого не хочет. Наркологи обычно такие вызовы не принимают. Капельница снимает похмелье, а на фоне опьянения, снотворные, которые вводятся, могут даже дать осложнения. Не бегайте за пивом, психоактивными веществами (ПАВ), не сопровождайте его пьяного на улице. Страх, что его ограбят, заберут и т.п. создает только дискомфорт в душе родственника и никого ни от чего не оберегает. А что может быть хуже, чем продолжать употреблять ПАВ? И что может быть более опасным?
- Не принимайте за него решений.
Старайтесь не принимать даже мелких, бытовых решений - вы не знаете, насколько ваша созависимость поражает ваше мышление, и не можете оценить манипулятивность зависимого человека. Любые принятые за него решения могут привести к состоянию, при котором больной откажется отвечать за себя. Не решайте, менять ли ему работу, уезжать ли в другой город, деревню, страну.
Не контролируйте, куда пошел, с кем встречается. Если зависимый решил употреблять ПАВ, ему не нужна компания, хотя он ее всегда найдет при необходимости.
Не решайте, подшиваться ему или кодироваться. Вы можете только сообщить ему нечто подобное: либо ты что-то делаешь для своего выздоровления, либо мы не сомневаемся, что ты будешь употреблять ПАВ.
Не покупайтесь на то, что, если условия изменятся, все будет хорошо. Менять нужно себя. А мир вокруг не изменить, как ни старайся. Вообще, не верьте зависимому, когда он начинает разговор об изменениях со слова «если»…
- Не создавайте «негативный мотив» для побуждения к лечению.
Некоторые жены считают, что если купить машину, дачу, забеременеть, это как-то повлияет на его состояние. Это шантаж, жестокий, если речь идет о ребенке, и - глупый, если - о материальных ценностях.
Не пытайтесь специально создать «отрицательный мотив»: Отказывать в интимной близости, лишать новой одежды, не пускать на развлечения, футбол. Это приведет только к роскошному алкогольному или наркотическому алиби, в облике «страдальца», которого угнетают.
2. Стремитесь изменить ситуацию в семье:
- Сделайте тему наиболее открытой для всех членов семьи.
Не надо закрывать двери к детям, когда обсуждается тема мотивирования к лечению. Слова, типа: «выйди, нам с папой нужно поговорить» и тому подобное говорить глупо. Дети такие же члены семьи, и если вам кажется, что они «еще маленькие», и ничего не понимают, то это только вам кажется! Подумайте о том, что в этой ситуации понимаете вы. На самом деле – очень мало.
Если вам не удается найти понимания с родителями больного, не пытайтесь что-то скрыть от них, умолчать, только чтобы они ничего не узнали. Да, вам придется услышать обвинения в том, что вы все неправильно делаете. Пусть подключаются и делают «правильно». Разделяйте ответственность.
В беседе с его друзьями не старайтесь никого обвинять, не ищите ни хороших» ни «плохих» друзей. Не врите. Формулируйте задачу просто: «если ты считаешь себя его другом — скажи ему, что он болен. Если не говоришь, значит, трус...» Это правда. Хоть и не приятная.
Если вам удается быть предельно искренними с членами семьи и у вас есть взаимопонимание, согласуйте свои действия.
Когда больной заявляет, что нашел какой-то свой способ не употреблять ПАВ, даже если для этого ему нужно поехать к бабке, колдунье, ведунье… - все будьте «за». Если что-то получится – хорошо! Если - нет, обсудите потом, что делать дальше. Важно, что он начал хоть что-то делать.
Если больной в запое уезжает к маме, значит так ему нужно. Ни вы не должны обвинять ее в том, что потворствует, ни она вас, что вы не можете его «удержать». Он взрослый человек, сам волен принимать свои решения. И сам за них должен научиться отвечать.
- Не торгуйтесь с зависимым человеком.
Не обсуждайте схему, типа: «я подошьюсь на годик, потом попью, а потом опять подошьюсь»... Или что-то в этом роде: «употреблять ПАВ буду, сколько хочу, но только по праздникам».
Или обсуждается полная трезвость, реабилитация, или ничего другого. Вы не вправе ни запрещать ему употреблять ПАВ, ни разрешать. Не оценивайте результаты терапии, если ваш родственник находится или находился в реабилитационной организации. Вам этого не понять, и не нужно вмешиваться.
Первое время ремиссии могут быть эмоциональные расстройства, воспринимайте их как неизбежность для больного, чтобы он смог увидеть свою болезнь «воочию» и выработал навыки, необходимые для трезвого образа жизни.
Рекомендовать больному начать принимать «успокоительные» нельзя. Во-первых, вы не специалист! Даже если вы и врач, психотропные препараты — удел очень узкой специализации. Во-вторых, вы должны чётко понимать, что у наркологических больных зависимость от препаратов сформирована еще до начала их приема. Так что, надпись в аннотации: «не вызывает зависимости» - бессмысленна.
3. Начните меняться сами
Признайте, что:
«Моя созависимость является психическим заболеванием, я не могу управлять своей жизнью, принимаю решения, которые мне самой не понятны, а потом начинаю сама себе врать, пытаясь все объяснить». Не агитируйте, а сами покажите, как надо выздоравливать.
Вы должны начать ходить в специализированную группу поддержки родственников людей зависимых от ПАВ (например, CoDA или Ал-Анон/Нар-Анон). Начать признавать свои недостатки и просчеты. Научиться нести ответственность за себя.
Поддерживайте больного в трезвости, а не отчитывайте его за употребление ПАВ.
Когда вы не видите выхода, не знаете, что вам делать, не можете изменить ни ситуацию, ни себя, значит, вы должны быть готовы к тому, чтобы увеличить дистанцию с вашим зависимым родственником.
Вторая задача психокоррекции решается параллельно с первой, то есть - в процессе озвучивания психологом рекомендаций по отношению поведения клиентки. Реакции сопротивления могут появиться сразу. Психологу следует быть чутким и своевременно уделять внимание каждой такой реакции клиентки.
Если она слушала молча и не перебивала вас, нужно обязательно спросить её, с чем она согласна, а с чем не согласна. Здесь важно отметить то, какие именно рекомендации вызывают у неё непринятие, чтобы потом о них поговорить более глубоко.
Разговор должен завершиться для клиентки её убеждением в правильности этой рекомендации.
Кстати сказать, эти рекомендации разработаны специалистами реабилитационных организаций, специально для родственников зависимых от ПАВ людей.
Лучше всего, когда сопротивления у клиентки возникают в момент озвучивания рекомендаций, указанных выше. Это означает, что клиентка не камуфлирует своё отношение к ним, а честно сотрудничает с психологом и открыта для изменений.
После озвучивания рекомендаций родственнице зависимого человека, обсуждаются те их моменты, которые вызвали сопротивление клиентки.
Цель этого обсуждения - чтобы она поняла сущность этих рекомендаций и приняла их к исполнению.
После принятия, необходимо закрепить результат.
Для этого переходим к решению третьей задачи методики психокоррекции созависимости.
Необходимо уверенно и чётко проговорить вместе с ней такие утверждения:
Психолог их вслух зачитывает, а клиентка повторяет за ним:
Первый список утверждений:
- Мой сын (муж и т.п.) болен наркоманией (алкоголизмом).
- Ему нужна специальная помощь, чтобы он выздоравливал.
- Это не его вина, что он болен (и не моя).
- Это его ответственность – выздоравливать.
- Мне надо не мешать ему это понять.
- Мне нужно позаботиться о себе.
Второй список утверждений:
- Я страдаю созависимостью.
- Мне нужна специализированная помощь, чтобы я выздоравливала.
- Это не моя вина, что я стала созависимой (и ничья другая).
- Это моя ответственность – выздоравливать.
- Любые семейные обстоятельства не могут мне в этом помешать.
- Сынудочери (мужужене) самому нужно позаботиться о себе.
Заключительный список утверждений:
- Мой сын (муж) – наркоман (алкоголик).
- Я – созависимый человек.
- Нам всем (мне и сыну/мужу) нужна помощь.
Каждая фраза, которая является аффирмацией, повторяется вместе с клиенткой чётко, громко и уверенно.
Аффирмация – это утвердительное суждение для самовнушения.
После каждой аффирмации, то есть позитивного утверждения, создающего нужный психологический настрой, делаем паузу и прислушиваемся к возникающим чувствам и мыслям.
При появлении реакции сопротивления у созависимой женщины, спокойно выслушиваем все доводы и внимательно анализируем актуализировавшиеся у клиентки протестные мысли и чувства с использованием метода формальной логики. Например:
Психолог: Проговорите, пожалуйста, за мной вот такую фразу – мой сын болен наркоманией.
Клиентка: Мой сын болен… Нет, он не наркоман! Он просто ошибся…
Психолог: Хорошо. Давайте поговорим о том, что вы подразумеваете под ошибкой.
После убеждения клиентки в том, что ошибка – это тоже, что и грех, а грех – это тоже, что и употребление наркотиков, а наркотики употребляют – наркоманы, психолог просит её ещё раз проговорить эту фразу: мой сын болен наркоманией.
Когда клиентка её произносит, то может расплакаться, и это хорошо – значит, эмоция сопротивления выходит и перестаёт мешать принятию клиенткой правды. А значит можно продолжать корректировать созависимое поведение клиентки далее.
Каждая аффирмация произносится несколько раз, медленно, осознано, уверено. Психолог внимательно слушает интонацию и отслеживает поведенческие реакции клиентки. В процессе этого упражнения очень важно выявить каждое сомнение и непринятие, чтобы обязательно поговорить о том, что именно вызывает это сопротивление, на каких установках оно основано и какими эмоциями поддерживается, для дальнейшей трансформации этих установок и проработки протестных эмоций.
При анализе сопротивлений аффирмациям, клиентка будет вспоминать ситуации из жизни, что-то оправдывать и объяснять. Психолог полностью выслушивает все сообщения и далее, каждое из них переформировывает в нужное для терапии созависимости направление. Например:
Клиентка: Да мне не нужна помощь, со мной всё хорошо… нужно сыну помочь!
Психолог: Понятно. Однако, расскажите, пожалуйста, что именно у вас хорошо?
Клиентка: Я жива, и - слава Богу!
Психолог: Действительно, вы живы. И это хорошо. Но, скажите честно, ваша жизнь вам нравится?
Клиентка: Да какое там… Я словно и не живу…Так, существую лишь…Сил моих больше нет…
Делаем паузу для выхода чувств. Ждём её рассказа о себе.
Психолог: расскажите, пожалуйста, о своём обычном дне. Как вы его проводите?
В процессе этого рассказа, клиентка обязательно затронет тему беспомощности и бессилия. В этот момент нужно спросить её как-то так:
Психолог: Представьте, что вам сейчас предлагают рекомендацию о том, что вам нужно сделать, чтобы помочь сыну. Вы её выслушаете?
Клиентка: Ну конечно, выслушаю!
Психолог: Хорошо. Как вы считаете, эту рекомендацию для вас можно ли считать помощью?
Клиентка: Да, это помощь.
Психолог: Замечательно. И вы её примете?
Клиентка: Обязательно!
Психолог: И она будет вам нужна?
Клиентка: Ну, если это хорошая рекомендация, то конечно нужна!
Психолог: Плохих рекомендаций мы, специалисты, не даём. Но позвольте тогда сделать вывод, получается, что помощь вам всё же нужна?
Клиентка: Естественно, нужна!
Когда клиентка согласится с необходимостью в помощи для себя, психологу можно вернуться назад к аффирмации: «Мне нужна специализированная помощь, чтобы я выздоравливала». И попросив клиентку проговорить её, можно двинуться дальше, к признанию своей созависимости.
Почему важно, чтобы клиентка признала у себя наличие созависимости?
Потому что, без признания проблемы в своём поведении, не получится сфокусировать на нём своего внимания, без чего не обнаружить разрушительных последствий собственных поступков.
И только, когда созависимый человек лично осознает длительно совершаемую ошибку по исправлению поведения своего зависимого родственника и признает её за собой, тогда он начнёт её исправлять. А то есть, постепенно остановится в своём воздействии на поведение зависимого родственника, и возьмётся за выполнение двух базовых лечебных процедур:
- Посещение группы «Анонимные Созависимые» для последовательного переструктурирования своего мышления и своего поведения;
- Разрешение своих внутриличностных и межличностных психологических проблем в работе с психологом.
Когда это произойдёт, то будет означать, что созависимый человек перешёл на второй, основной этап коррекции созависимости, цель которого – постепенно изменить весь свой образ жизни, найти новые смыслы своего существования.
Этот этап характеризуется активной личностной позицией и мотивированной работой над собой с психологом и - в группах самопомощи Ал-Анон или CoDa.
Итак, делая вывод по теме консультирования и психокоррекции созависимости, кратко напомню основные моменты:
- Созависимость – очень сложное деструктивное явление, формирующееся длительно и основательно, целиком подчиняя себе поведение и мышление человека, который видит достижение собственного комфорта в изменении поведения зависимого родственника.
- А значит выздоровление от созависимости – длительная и непростая процедура, но осуществимая только при систематической работе над собой в группе «Анонимных Созависимых» и отдельно - с психологом.
- Основная цель психокоррекции созависимости – побудить клиента сместить акцент внимания с другого человека на себя, сосредоточив его на самопознании и возвращении себе ответственности за свою жизнь.
Автор: Зверев Денис Владимирович
Психолог, Позитивный семейный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru