Найти тему
Елена Чудинова

Еще немного о шахтах, а также "свободных" и "рабских" народах

Этот текст идет небольшим дополнением к предыдущему. Но любимый мой "фокус" - заставлять литераторов обличителей собственными их словами хвалить Российскую империю - более подробно показан здесь. Не поленитесь пройти по ссылке, там собрано немало интересного.

На сей раз мы дадим слово такому обличителю "крепостничества", как Павел Бажов. Многие, восхищаясь его сказами, не совсем понимают: он, конечно, хороший собиратель, одаренный литературный обработчик, но не более того. Не Бажов придумал Хозяйку Медной Горы, Огневушку-Поскакушку, Кошачьи Уши, Синего Зайца (впрочем я не уверена, что у него есть Синий Заяц, не помню). От себя им добавлен лишь "классовый" подход. В детстве мы этого не замечаем, завороженные мистикой недр, но Бажов сыплет свою идейно верную приправу горстями, часто в ущерб художественности.

Но сейчас он нам кое-что поведает против собственной установки.

Рассказ "Таюткино зеркальце". Несколько цитат. Итак, шахтер вдовец принимает оригинальное решение.

"Таютка и мерзнет до вечера, пока отец с рудника не придет да печь не натопит. Вот Ганя и придумал:

- Стану брать Таютку с собой. В шахте у нас тепло. И на глазах будет. Хоть сухой кусок, да вовремя съест.

Так и стал делать. А чтобы от начальства привязки не было, что, дескать, женскому полу в шахту спускаться нельзя, он стал обряжать Таютку парнишком. Наденет на нее братнюю одежонку, да и ведет с собой. Рудобои, которые по суседству жили, знали, понятно, что у Гани не парнишко, а девчонка, да им- то что. Видят, — по горькой нужде мужик с собой ребенка в рудник, таскает, жалеют его и Таютку позабавить стараются. Известно, ребенок! Всякому охота, чтоб ему повеселее было. Берегут ее в шахте, потешают, кто как умеет. То на порожней тачке подвезут, то камешков узорчатых подкинут.

-2

Итак, из приведенного мы извлекаем два обстоятельства. Первое - женщины в шахту не допускаются. (Далее я это подкреплю еще одной цитатой). Второе - никому даже не приходит в голову, что маленький ребенок (девочка или даже мальчик, как полагает часть присутствующих в забое) должен не играть в "узорчатые камешки", а работать. Между тем не в нашей, а в английской литературе нисколько не отрицается факт, что и мальчики, и девочки лет с шести отнюдь не катаются ради развлечения в порожних тачках. Они заняты тем, что не требует взрослой физической силы, но трудятся полный рабочий день.

Еще о "женщине в шахте":

На другой же день на семи ли, восьми тройках приехала барыня со своей оравой и первым делом потребовала к себе Ераска.

- Показывай, какое зеркало нашел!

Приказчик, смотритель и другое начальство прибежали. Узнали дело, отговаривают: никак невозможно женщине в шахту.

Как мы видим (сугубую отрицательность барыни "с оравой" пропустим) Бажов описывает известное себе и другим: женщина и шахта - две вещи несовместные.

То-то бы их британские коллеги удивились.

Перебираю всё это, очевидное, лежащее на поверхности, и в который раз задаюсь горькими вопросами: как же мы позволили столетье назад всем этим Куприным так задурить нам головы, что допустили революцию? Как мы позволяем им это до сих пор?

Это, впрочем, не шахтер, но его труд даже тяжелее
Это, впрочем, не шахтер, но его труд даже тяжелее

фотографии из открытого доступа