«План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный,
лучше не придумать. Недостаток у него был только один:
было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение».
«Алиса в стране чудес» Льюис Кэррол
Не успев сказать Дзену «всё!» - отвлечены были. Оказав уважение Государству, вернулись удовлетворёнными и по осени считаем. Вернее - пересчитываем.
Вообще-то собирались закончить цикл обильной рефлексией на рекомендованные губернатором Ленобласти экскурсии в СИЗО и неспешно подбирали визуалку к финалу нашей «Муриниады», но - не судьба.
«В 2022 году, мы уверенно вошли в ТОП-30 и стали 22 городом из 153 городов, где индекс качества городской среды приближается к самому большому показателю – 360 баллов».
«При очередной индексации Минстроем качества городской среды Мурино набрало 224 балла из 360 возможных. Всего за три года г. Мурино удалось упрочить свои позиции на целых 44 балла!» - с воодушевлением докладывают администраторы нашего глубоко застотысячного населённого пункта, угрожая жителям намерениями углубить и усугубить достигнутые результаты.
Приняв итоги Минстроя за предложение - подпрыгнуть и перепрыгнуть в вышестоящие кресла.
Указанная неожиданность придала нашему бытописательству совершенно новый поворот.
Поэтому, вверив кармы держателей должностей случаю и в уверенности, что пенитенциарные учреждения по любому дождутся презентованных ФСИНу посетителей, решили вернуться и переосмыслить.
В смысле - докопаться и понять, почему в нашем городке этажей получилось в два, проживающего в них населения в три раза больше, а зелени в четыре раза меньше, чем обещалось в рекламных выступлениях, планировалось Генпланом и гарантировалось государством СниПами, СаНиПинами и нормативами предельной подушевой обеспеченности.
Те, кто опознал в Минстроевском рейтинге полный disrespect городским администраторам, могут далее не читать, ничего, кроме попытки популяризации правовых знаний, а если точнее – лучших перлов практик муниципальных правоприменителей, в тексте нет.
Тем же, кого юриспруденция, государственное и муниципальное управление с экономикой беспокоят только по поводу - попытаемся показать, где перспективнее искать ответы на активно обсуждаемые на местных кухнях и в пабликах вопросы.
Минстроевский рейтинг - макроэкономический инструмент, измеряющий температуру по больнице «в целом».
Вполне пригодный для сравнения аналогичных населённых пунктов и определения KPI муниципального менеджмента инструмент. Он прекрасно работает в городах, где желание или потребности жителей перемещаться в его пределах гарантированы транспортной связанностью различных функциональных зон города.
Однако, если в большинстве российских городов рельсы соединяют воедино, в том числе переездами, составные части поселений: микрорайоны, функциональные зоны, объекты социалки и т.д., то в Мурине - железная дорога разделяет двадцать квадратных километров территории надёжнее Гималаев или Амазонки.
С Калининградом сравнивать не будем, а с Сахалинской областью сравним.
Из областного центра – Южно-Сахалинска попасть в Северо-Курильский район можно либо через Питер (не здешний, а Камчатский), либо дождавшись оказии у рыбаков.
А на Шикотан или Кунашир долгое время самой короткой была дорога через деревню. Немуро или Хакодате – у каждого она своя. Была.
Мурино.
Восток и Запад нашего городка, конечно, не острова в Тихом океане, но соединяет их единственный железнодорожный переезд на Севере города.
Через который, по бывшей проселочной дороге с гордым названием – «Шоссе в Лаврики»:
- по замыслу первостроителей предназначенной исключительно для гужевых перевозок;
- обуженной по последней моде с обеих сторон дренажными канавами и куцым подобием тротуарчика;
- с заасфальтированным, по случаю наплыва тяжёлой строительной техники, остатком дорожного полотна;
- порядка двухсот тысяч человек соединяют свои потребности в больничках, полиции, школьном и дошкольном образовании или даже в услугах муниципальных властей и т. д. с учреждениями, оказывающими означенные услуги.
Бесспорно, можно добраться и через Питер, не Камчатский, а местный, конечно.
Или через деревни: Бугры – Кузьмолово – Девяткино.
Но, тогда, что такое нормативы доступности объектов городской инфраструктуры для населения?
Есть ещё два пешеходных туннеля под станцией, но об этом уже столько написано, что остаётся только уповать, на то, что никто не воспользуется абсолютно беспомощным положением спрессованных там в часы пик …
Если по казённым или неотложным надобностям горожане ещё как-то из Западного в Восточное, и наоборот, перемещаются, то на совместном использовании объектов соцкультбыта, зелёных зон и других общественных пространств транспортная схема нашего поселения поставила жирнющий крест.
Так почему же Мурино попало в первую двадцатку городов с наивысшими показателями комфортности городской среды?
Да наши местные затейники просто правильно отчитались.
За Восточное Мурино тротуарами и коммунальными сетями Западного, а процент зелёных зон и общественных пространств Восточного и Лавриков – размазали и на Западный микрорайон.
36,6 в целом по городку, но в ЗМ собачкам пописать негде, а в ВМ найти приличный тротуар в нескольких сотнях метрах от админки – ещё тот квест.
Продолжая медицинские аналогии: мозг, рот и карманы нашего городка подобно голове профессора Доуэля, сообщаются с остальным организмом исключительно через трубочку ШВЛ & Шувалова.
В месте с тем и, несмотря на это, - поступающая с депутатских посиделок информация доказывает, - признаки жизни голова изображает регулярно и достоверно.
Вы знали куда ехали и что покупали
Что бы ни писали и не говорили, а наш городок, со всеми его плюсами и минусами, один из первых и, пока единственный в нашем отечестве, внятный амбассадор строительного бренда «человейники», сверхпопулярного в стольных, пристольных и даже некоторых провинциальных губернаторствах.
Очевидно, что в коммерческом экстазе и в угоду EBITDА, среду обитания горожан обкорнали настолько, что многие СМИ, и вполне обоснованно, предвкушали Мурино на эшафоте, пристраивая его туда «ярчайшим примером градостроительной неудачи», нещадно издеваясь над его как будто бы «намеренно, изощренно и на показ, исковерканным общественным жизненным пространством» …».
Решив вернуться и выбрав в 2013 году очередным местообитанием Западный микрорайон Мурина, отмечаем, что злопыхателям в пику, заинтересантам во благо, капустное поле, густо засаженное многоквартирными домами, дало к 2023 году отличный урожай новоселов. К слову, пятикратно превышающий самые смелые прогнозные расчеты.
И, с удовольствием констатируем, - несмотря на такой пассаж, село Мурино не только выжило, но и стало городом.
Правда, оглядываясь вокруг, начитавшись местных телеграмм – каналов и наслушавшись слухов в очередях и салонах, признаем – городок пока ещё ходит под себя.
Минстроевский рейтинг всего лишь сделал этот негативный факт публичным.
Однако, продолжим. Большинство из переселившихся в муринские новостройки действительно знали куда ехали и что покупали.
Город на 60 тысяч человек, строящийся, что называется, с нуля, компактной планировки и привлекательных (на Генплане) градостроительных решений выглядел современным и достаточно удобным. Удачно расположенный на южной границе Карельского перешейка, в получасе езды от Сестрорецка и в часе от Ладоги, со станцией метро и Санкт-Петербургом сразу за мелиоративной канавой и гаражами.
Не люкс - модерн, а вполне комфортная для среднего класса городская среда с привлекательным для ценителей многовариантности концептом:
- дошкольное образование в доме, среднее во дворе, высшее – через две станции метро, упасть – отжаться, проплыть и попариться, стрижка - брижка, выпить - закусить, вырвать зуб или наоборот, потратить или вложить деньги и многое другое рядом, в соседних домах;
- соцкультбыт - аж 9 амбулаторий, библиотеки, бани, сельхозрынки и общественные туалеты - без очереди и равномерно по всей поверхности ЗМ, дворы без машин у большинства застройщиков, отделение связи, коворкинги…;
- с чётко прописанной перспективой развития местного, регионального и меж ними транспортного сообщения.
Где ещё в нашей необъятной предлагают подобный вариант,
практически «Город - съют»,
причём не только здания,
но и все инженерные сети с нуля?
Теперь никто не верит, но ГП, ПЗЗ, в части Западного Мурино, обещали скверики – скамеечки, качалки – собакогулялки, а также - кино, вино и домино, если не в каждом квартале, то в шаговой доступности и не мешая друг другу, плюс - до столицы российской культуры - 15 минут неспешным шагом.
Ассортимент и объем государственных, муниципальных и частных услуг, региональные и местные предельные нормативы обеспеченности всем необходимым для удобной жизни, предлагаемые потенциальным покупателям квартир в документах градостроительного планирования и рекламных выступлениях властей и бизнеса вызывали неподдельное восхищение.
Кто ж устоит и не вступит в ипотеку?
Вступили десятки тысяч,
ведь ничего,
как говорится,
не предвещало…
Почему:
1.Дети, собаки и собачники, доминошники и качки, автомобилисты, а также женихающиеся подростки и их родители: пытающиеся уединится или пошуметь на свежем воздухе, потрясти слежавшиеся за лето зимние вещички или отвести душу от работы, работодателей и своих любимых - вынуждены использовать дворовое или городское общественное пространство по принципу: «кто первый встал – того и тапки»?
2. Центр города, основное и единственное место где бывают все жители и гости нашего городка - площади по обе стороны метро «Девяткино» - ничем, кроме луж, сломанных ступеней, карманников, срамного вида торговых павильонов и торговли с газеток на заплёванных тротуарах - не выделяется ни в новом ЗМ, ни в старом, историческом, поселении?
3. Радиусы поворота на улицах нашего поселения не позволяют заменить автомобили и электросамокаты нормальными городскими низкопольными автобусами?
4. Почему местным пенсионерам негде продать укроп или яблоки со своего участка, не опасаясь травли конкурентов, торгующих товаром с оптовых баз или наскоков лихих дружинников?
Почему, почему, почему:
- глядим в книгу (ПЗЗ, Генплан, Правила благоустройства) - все есть;
- переводим взгляд на местность – видим фигу?
Эти вопросы появились позже. С ними и попытаемся разобраться.
Стряхивая лапшу
В одном из недавних интервью глава администрации Муринского городского поселения Алексей Белов рассказал 47news, что официальное население Мурино - 105 тысяч человек, но фактически проживает более 200 тысяч. Большинство из проживающих в городе, с этим склонны согласиться.
А знаете ли вы, уважаемые читатели, что нашему городу для того, чтобы достичь численности населения в 60 тысяч человек необходимо еще семь лет? 150 тысяч населения прогнозируется за пределами срока планирования, т.е. далеко-далеко после 2030 года.
В нашем городке проживает не более 40 тысяч человек или более 200 тысяч?
И та и другая цифры абсолютно верны. Только 200 тысяч мы ежедневно чувствуем своими плечами в метро или в больничке, а 60 тысяч к 2030 году видят те, от кого зависит количество койко-мест, радиусы поворотов для городских автобусов, а также пропускная способность метро и канализации.
Это мы здесь живем, а те, кто принимает решения, зачастую Мурино в глаза не видели и, вполне вероятно, желания не испытывают, им наших программ развития более чем достаточно.
Схемы принятия решений о финансировании тех или иных проектов принимаются на основании действующего законодательства. А в нем - программно-целевое использование средств, а в программах нас 60 тысяч к 2030 году. И на это население практически все объекты соцкультбыта и инженерки – давно построены. Попробуйте обосновать необходимость дополнительных.
За исключением школ, в отличие от больниц, там перегруз достаточно быстро устраняется строительством новых.
Кто вспомнит пробки в метро Девяткино в 2019 году? А они были. Кто-то на Академке на рельсы сиганул, с полчаса ждали состав. Припоминаем еще дама сумочку в вагоне оставила. Хозяйственную, мешка на полтора картошки. Даже собаку и саперов вызывали, но хозяйка сумочки раньше их нашлась.
А ведь нас уже тогда было больше, чем будет через целых семь лет.
Жители и администрация нашли подобие выхода из этого положения – все дружно пишут слезницы губернатору, в район или любому мимо проходящему ответственному лицу с просьбой сделать исключение и войти в отчаянное положение.
Надо сказать, что для того, чтобы сделать за десять лет из города на 60 тысяч четвертьмиллионник - обстоятельства необходимо специально складывать и их сложили.
При утвержденных Генплане и ПЗЗ, наличии Минстроевских, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, земельные участки под строительство капитальных объектов поступают в оборот вместе с утвержденными для них предельными параметрами разрешенного строительства.
Государство связывает аппетиты застройщика пределами этажности, отступов от красных линий и ограничением доли площади застройки в % от общей и некоторыми другими параметрами.
Этим оно гарантирует будущим жителям раздельные места для отдыха для детей и взрослых, выгула собак, стоянок автомобилей, хозяйственных надобностей и прочее согласно подушевым нормативам. Параметры дорожной и инженерных сетей, социальной инфраструктуры - все привязано к количеству людей в поселении.
В случае неудачи – не все влезло в земельный участок – застройщик может подать в муниципалитет просьбу об изменении разрешенных предельных параметров.
Самый интересный параметр для нас - этажность.
Застройщика понять можно. На девяти этажах можно разместить и продать сотню квартир, предположим. А на 18 этажах? Правильно - в два раза больше. А если застройщик из одной двухкомнатной сделает две-три студии, увеличит площадь здания за счет обнуления отступов от красных линий и сокращения зеленых зон?
Каждый город создается для чего-то. А для чего создано Мурино? Кроме продажи квартир в новостройках?
Может ли голова профессора Доуэля ответить на этот вопрос?
Во многих муниципалитетах разрешения на изменение предельных параметров не дают. То - детская площадка в участок не влезла, то – общественные слушания признали несостоявшимися, а то и отсутствием поликлиники или школы обосновывая отказ. Ведь действительно, не расчетный рост населения влечет за собой увеличение обязательств государства и местного сообщества. Поэтому в ГрК РФ предусмотрена очередность ввода объектов.
А в Мурино согласовывают. Есть специальная комиссия для этого. Которая может разрешить изменения только после проведения общественных слушаний. И разрешает, а как иначе, если городской голова, назначая себя председателем комиссии по их проведению самолично их организует, проводит и контролирует соблюдение процедур самим собой.
Что и предопределило нарушения порядка обязательного информирования о слушаниях, определенных ГрК РФ категорий жителей и собственников, существенные нарушения при оформлении заключений о состоявшихся слушаниях.
Бывший прокурорский, с которым консультировались по поводу заключений общественных слушаний, накрывая рюмкой из-под выпитого чаю подпись головы на копии документа, обобщил: «чиновник в этих местах трофейный», а бывшей начальник регионального ОБЭП уточнил, занюхивая чай яблочком: «и что характерно, он здесь абсолютно дикий, непуганый…»
Действительно забавно читать:
Председатель комиссии по проведению публичных слушаний по …. Д.В. Кузьмин.
И подпись - городской голова ….Д.В. Кузьмин
И так несколько раз только в этом году.
Впрочем, тема общественных слушаний, неважно чего они касаются: изменений в Устав поселения или изменения предельных параметров - достойна отдельного материала.
А населения, в несколько раз больше, против расчетного, в Мурино появилось исключительно стараниями и трудами муниципалитета. И не надо здесь искать несовершенства законодательства. Если его не игнорировать, оно вполне работает.
И пальцем вверх указывать на неизбежность принятия нерациональных для города решений тоже не стоит. В депутаты и чиновники никто силой не загоняет. Там только добровольцы.
Почему в Мурино, в отличие от многих поселений, первоначальный проект изменился до не узнаваемости и не в лучшую сторону?
Объективно, в городе только образовывается постоянное население, не только общественные слушания, выборы, голосование за инициативную комиссию ЗМ привлекают хорошо если десятки горожан. Выборы мундепов
выигрывали сотни человек. А проживало на тот момент около 70 тысяч. По ежегодному отчету главы.
Вместе с тем, нельзя сказать что население безынициативно. Напротив.
Прокладка народной тропы, объединение горожан в добровольную народную дружину для противодействия тому, что мешает жить.
Перечислить можно многое, но, главная городская проблема – отсутствие устойчивой связи между управлением и жителями. Не решив которую ситуацию не поправить.
Продолжение следует.