Найти тему
Тайны и люди прошлого

«Фрида, Фрида, Фрида! Меня зовут Фрида...» Прототипы этой героини Булгаков нашел в книге психиатра «Половой вопрос»

«– А вот это – скучная женщина, – (...) – обожает балы, все мечтает пожаловаться на свой платок.

Маргарита поймала взглядом среди подымавшихся ту, на которую указывал Коровьев. Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами.

– Какой платок? – спросила Маргарита.

– К ней камеристка приставлена, – пояснил Коровьев, – и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так он уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не помогает.

– Какой платок? – шептала Маргарита, подымая и опуская руку.

– С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка.

– А где же хозяин этого кафе? – спросила Маргарита.

– Королева, – вдруг заскрипел снизу кот, – разрешите мне спросить вас: при чем же здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу!»*

*М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Эта история произошла в начале XIX века и вызвала грандиозный скандал и возмущение европейской общественности. Она была описана в книге знаменитого психиатра Августа Фореля «Половой вопрос» и произвела на опытного врача и писателя Булгакова сильное впечатление. Видимо, поэтому автор «Мастера и Маргариты» использовал биографию Фриды Келлер при создании одного эпизодического, но запоминающегося персонажа своего «закатного» романа.

Рожденная в 1879 г. Фрида Келлер происходила из приличной многодетной (Фрида была пятой из 11 детей) швейцарской семьи.

Когда Фрида выросла, то училась на швею и по выходным подрабатывала в кафе. Именно там ее молодость и красота привлекла внимание хозяина заведения, который стал оказывать девушке знаки внимания. Ухажер был старше 19-летней Фриды и, главное, женат, поэтому она была не рада его ухаживаниям. Но однажды Фрида, обманутая благовидным предлогом, спустилась с хозяином в погреб, где он и принудил ее к близости.

Спустя положенный природой срок, в мае 1899 года, Фрида родила мальчика. Отец ребенка выплатил Фриде 80 франков и на том посчитал свою миссию выполненной, бежав из города. Мать сочувствовала Фриде, но отец считал эту ситуацию позором семьи и даже собирался выгнать дочь на улицу. Сама Фрида не испытывала к ребенку нежных чувств и без колебаний поместила его в приют, где он должен был пребывать до своего пятилетия. При этом пребывание ребенка в приюте необходимо было еженедельно оплачивать. Платить Фриде приходилось и за собственное проживание.

Внутри прежде жизнерадостной и активной девушки словно что-то сломалось, и она стала апатично тянуть лямку жизни, не пытаясь улучшить свое положение. Она постоянно испытывала чувство вины и стыда. Всеми силами она пыталась скрыть свой «позор» поэтому ни разу не обратилась к биологическому отцу мальчика за деньгами. К тому же она даже не смогла получить причитающиеся ей после смерти родителей деньги, которые присвоил ее брат.

Так минуло четыре года, во время которых Фрида исправно оплачивала пребывание сына в приюте, хотя в целом продолжала относиться к нему с безразличием. Неумолимо приближалось пятилетие мальчика, и Фриде нужно было принять решение о его дальнейшей судьбе.

Известив приют о том, что она заберет сына, Фрида не могла найти себе места от терзающих ее мыслей. Очевидцы сообщали, что видели, как она металась по квартире в поисках чего-то. Она искала шнурок.

Фридрих Густав Шлик. Гретхен. Гретхен (героиня «Фауста» Гёте) является литературным образом булгаковской Фриды
Фридрих Густав Шлик. Гретхен. Гретхен (героиня «Фауста» Гёте) является литературным образом булгаковской Фриды

Решившись она соврала своим сестрам, что отправит сына к тетке в Мюнхен и забрала мальчика из приюта. 

Она отвела сына в лес, где еще какое-то время размышляла, а затем с помощью заготовленного ранее шнурка лишила его жизни. Выкопав руками неглубокую ямку, она, как могла, похоронила ребенка и отправилась домой.

Ее ужасающая тайна вскоре была раскрыта: бродяги обнаружили тело, и через пару недель после убийства Фрида была арестована.

Когда ее спрашивали о мотивах убийства, Фрида отвечала, что была неспособна содержать сына, и хотела сохранить тайну своего позора, включающего добрачную связь и рождение ребенка.

Суд приговорил Фриду к смертной казни. Услышав приговор, подсудимая упала в обморок.

Впрочем, позднее приговор был изменен на пожизненное заключение в каторжной тюрьме.

О дальнейшей судьбе приговоренной известно мало. Полгода она содержалась в одиночном заключении, а затем работала прачкой в тюрьме и характеризовалась положительно.  

В дополнение Огюст Форель описал и еще одну историю детоубийцы: 19-летней работницы Кониецко, которая при схожих обстоятельствах в 1908 году, родив ребенка, лишила его жизни с помощью платка. Ее приговорили лишь к двум годам тюрьмы, учтя смягчающие вину обстоятельства.

Булгаков объединил вышеописанные судьбы двух женщин в образе Фриды. Он показал, что мучения грешной души заключаются не в кипении в адском котле, а в бесконечном чувстве вины и воспоминаниях о сотворенном.

Благодарю за прочтение!