Фото простых украинцев из прошлого поста вызвало живой отклик. Вот такие они, негламурные.
"Мужчины, женщины. Седые головы. Пожившие, повидавшие... Распятие на нитке на груди, иконы. Ленточки желто-голубые, бантики ручной вязки на погонах. Съемка на розовый телефон. Песнопения. Если отбросить весь украинский антураж, то картина будто из 90-х годов, где застыло все: изможденные болезненные лица, прически, дешевая и старая бижутерия, одежда, бедность, если не нищета... безнадега".
Написал Андрей.
Про девяностые - так и есть, они с Украины не уходили. Немножко пожили мы в начале 10-х, но всегда подспудно понимали, угадывали, что наш мир слишком шаток и держится непонятно на чем. Это фото, я бы сказала, эпохальное - особенно, погоны из фантиков у дедушки. Но я нашла фотографию лучше. На вчерашнем фото украинцы в районе 50-60, а посмотрите на молодежь.
Какие идейные лица. Вовлечённые, верящие, открытые. Если абстрагироваться от того, что они поют, что прославляют, и к чему призывают, то молодые люди с виду очень хорошие. Верующие люди.
Когда я была в их возрасте, у наших учителей не было особых аргументов, почему мы должны любить Украину. Учительница мовы вяло поругивала нас, что мы едим украинский хлеб, украинское сало, топчем украинскую землю, а украинский язык учить не хотим.
Этот хлеб и сало нам каждый урок поперек горла ставили. Ты просто школьник, просто пришёл учиться, но ты уже многое должен украинской земле. Что это за земля такая, перед которой мы были в долгу самим фактом своего существования? "Вы дышите украинским воздухом"! - говорили нам. Удивляюсь, почему они не ввели такого понятия, как украинское солнце.
Мы этому внутреннее сопротивлялись. Никто не возражал, но мы чувствовали, что нас будто пытаются затянуть в невидимую кабалу, навязать что-то неестественное. А эти новые дети с фотографии уже ничего подобного не испытывают. Они уже там.
Для нас это воспитание "украинским воздухом" и связанная с ним вина были рутиной, мы к ней притерпелись, воспринимали как неизбежное, не слишком серьезное зло и надеялись, что когда выйдем из школы, она сама собой рассосется. Не рассосалась - пошла по нарастающей.
В лицах у этих подростков нет сомнения. Для них уже другие методички написаны. По сколько этим парням, лет по 14-15? Значит, в 13-ом году им было по четыре-пять. Успело вырасти целое поколение, которому объяснили, как должен быть устроен мир, кто в нем самый страдающий (а значит самый лучший), и чья страна самая достойная. Для них точка отсчёта - майдан, а до него жизни не было. Песни их детства: "Воины света воины добра..." Дети которые не знают, что был на свете Чиполлино, есть только Цибулино.