У Лидии Павловны, которая оказалась в плане технологий весьма продвинутой старушкой, был не просто устаревший кнопочный телефончик, а полноценный смартфон с выходом в интернет. Поэтому, естественно, что такое наушники она знала. И, возможно, ей бы как человеку, позволяющему себе смотреть по ночам, когда не спится, видео на полной громкости, они тоже не помешали. Хотя, есть подозрение, что дело было в отсутствии не наушников, а элементарного уважения к окружающим, ведь даже книжки из своей мини-библиотеки на общем письменном столе Лида читала вслух, причем четко, громко и с выражением, словно выступает на конкурсе чтецов.
Окончание. Предыдущие части здесь:
Тем не менее, и от гаджетов нужен отдых, поэтому однажды, находясь без наушников, Юлия услышала неожиданную для себя фразу:
- Девушка, наденьте мне тапки. А то мне нагибаться нельзя.
К такому Юля была совсем не готова, поэтому от удивления даже не нашлась, что ответить, а только лишь захихикала, но аккуратно, чтобы ненароком не оскорбить свою соседку.
***
Юлию Александровну, любимую мать и дочку, каждый день навещали родственники, а иногда и не по одному разу, проводя с ней время в больничной палате и принося ей какую-либо провизию и необходимые вещи, даже не дожидаясь, когда она их попросит – все продумывали сами наперед.
Лидия Павловна не смущалась их присутствия, громко читая и при них свои книги вслух, без зазрения совести подслушивая их разговоры и даже нисколечко не стесняясь встревать в них, вставляя свои ценные комментарии по теме. Помимо прочего, она делала попытки тонко намекнуть и им на то, что нуждается в их помощи:
- Кто-нибудь из вас, разменяйте мне пять тысяч! - Влезла она в очередную беседу Юли с семьей.
- У нас нет наличных. - Развела руками дочка.
- Картами пользуемся. - Добавила мать Юлии Александровны, ровесница Лиды.
- Я вот тоже! У меня их целых три, а что толку? - Продолжала Лидия, как ни в чем не бывало.
- Внизу есть буфет, сходите туда. Думаю, там Вам помогут. - Посоветовала мама Юли.
- Нет, ну что Вы. Это для меня слишком далеко. - Отбивалась Лида. - Я на такие расстояния не хожу еще.
- Ну когда-нибудь ведь придется. С чего-то нужно начинать. Тем более, есть лифт. - Улыбнулась мать.
- Все с вами понятно. - Лидия махнула на них своей сухой рукой.
Когда же гости Юлии Александровны ушли, Лидия Павловна сказала ей:
- Пусть Ваши родственники купят мне воды.
- Вы все верно подметили! - Похвалила Юля. - Мои родственники ходят ко мне, а к Вам - Ваши. Почему бы не попросить у них? Как я поняла, Вы не одинокая, и Вас стабильно навещают.
Этот вопрос Лидия оставила без ответа, только недовольно покачав головой. Татьяна действительно по-прежнему навещала ее, но Лидия, по непонятным причинам, каждый раз на расспросы, что ей принести, отвечала, что ни в чем не нуждается. Однако, надо отдать должное - Таня не скупилась, и все равно приносила ей много продуктов, в том числе и воду. Просто, видимо, опять в чем-то не угождала.
Хотя, конечно, если обратиться к истории их взаимоотношений, так было всегда: что бы не сделала Татьяна, ее маме все всегда было не то и не так. Что в детстве, что сейчас. Разве что раньше между ними был своеобразный буфер, слегка смягчающий коммуникацию, в виде Степана.
***
Все санитарки уже сходили с ума от этой чересчур требовательной больной, предъявляющей персоналу претензии по любому поводу: то полы плохо намыты, то постель криво заправлена, то лечение неправильное назначено. Под раздачу попадал весь персонал: от низов и до верхушек.
Поэтому при любой возможности сотрудники проявляли свое сочувствие к Юле: они понимали, как ей не повезло. А лечащий врач даже предлагала ей переселиться в другую палату. Однако, Юлия для себя решила: лучше одна старушка, от которой, она уже знает, чего можно ожидать, чем целых пять, которые вечно что-то делят и ругаются между собой - на таких она уже насмотрелась в столовой.
Первое время Юлия действительно пыталась сгладить углы и идти на компромиссы, уступая пожилому человеку. Даже тогда, когда приходилось уступать, ложась каждую ночь спать в жаре и духоте в помещении, которое Лидия Павловна не давала проветривать дольше, чем полторы минуты.
Вообще, железобетонному терпению и олимпийской выдержке Юлии Александровны можно было позавидовать. Чтобы вывести ее из себя, нужно было очень постараться. Она по жизни такая была всегда: к подобным внешним раздражителям относилась с юмором и спокойствием.
Но в какой-то момент сдалась и она, и после очередной просьбы своей соседки, решила ответить Лидии, возможно не так мягко, как та предполагала:
- Лидия Павловна, я все прекрасно понимаю. Вы себя плохо чувствуете и болеете, но Вас ничего не смущает?
- Например? - Удивилась она.
- Например то, что я лежу в этой палате. Точно также, как и Вы. - Заключила Юля.
- И что? - Нахмурилась Лида.
- И то, что я не могу бегать у Вас на побегушках, выполняя все поручения, ведь я точно такая же больная, как и Вы. Если бы я была здорова - я бы тут не лежала. И, возможно, Вы сильно удивитесь, но меня сюда положили не для того, чтобы обслуживать Вас и удовлетворять Ваши потребности. - Высказала все Юлия Александровна.
- А Вам что, тяжело помочь несчастной немощной старушке? - С презрением смотрела Лидия на нее.
- Если Вам нужно оказание квалифицированной помощи - я, к сожалению, опять же не «герой Вашего романа». У меня нет соответствующих полномочий и знаний. Но если оглянуться - можно увидеть везде-везде, буквально на каждом углу, кнопочки с надписью «Помощь», и, если на них все-таки нажать - свершится чудо, и придет медицинский персонал. - Юля указывала на стены, действительно утыканные кнопками.
- «Помощь», имелось в виду, в бытовом плане, естественно. - Щурилась Лидия.
- Знаете, помочь один раз и выполнять постоянно странные приказы - совсем разные вещи. - Подметила Юля. - Может быть, я сейчас сильно удивлю, но мир не крутится только вокруг Вас.
- Но другие же делали, что я скажу, и ничего. Не растаяли. - Закатывала Лидия глаза.
- Это был полностью их выбор. А я выбираю не ублажать чужие прихоти, сама находясь на лечении. - Совершенно спокойно сказала она.
Лидия Павловна несколько секунд думала, что же такое ответить своей оппонентке, причем, желательно как можно обиднее. И когда Юля уже было решила, что их прения окончены, то Лидия наконец-таки нашлась:
- Вот уж таких черствых людей, как Вы, я еще прежде никогда не встречала. Ни в жизни, ни в больнице.
После этой реплики, Лидия Павловна вздернула свой острый нос вверх, отвернулась и замолчала, поджав губы.
Юля на эти слова не обиделась - она просто-напросто пропустила их мимо ушей. Ведь самое главное, что она сама знала, что не такая, а Лидия просто попыталась ее задеть.
***
С этого момента их совместное пребывание в одной палате изменилось. Причем, в лучшую сторону для Юлии Александровны. Все нападки, просьбы и замечания в ее адрес прекратились в одну минуту. Лидия Павловна на какое-то время неожиданно стала тише воды, ниже травы. Она, конечно же, обдумывала слова Юлии, сказанные в ее адрес, и… ничего.
Мысленно обмусолив каждую реплику их диалога, Лидия пришла к умозаключению, что Юля - ничего не смыслящая девица, которая элементарно не в состоянии проявить хотя бы каплю уважения к ней, ее статусу и возрасту, и, разумеется, она крайне не права.
И даже ни разу Лидию Павловну не посетила мысль о том, что если бы она не относилась к окружению так потребительски, как всю жизнь до этого, то, возможно, смогла бы обзавестись друзьями, с дочкой были отношения куда лучше, а внучка почаще заглядывала в гости по собственному желанию.
***
Так или иначе, в таком возрасте люди довольно редко меняют свой образ жизни, привычки, взгляды и мнения на какой-либо счет. Этого не случилось и с Лидией Павловной.
Через одну неделю спокойного пребывания в больнице, начавшуюся ровно после того разговора, Юлию Александровну выписали, и она, счастливая, отправилась домой. В то время, как лечение Лидии Павловны продолжилось. К ней в палату подселяли новеньких соседок, которым она так же докучала своими необычными просьбами. Кто-то действительно соглашался на ее «правила игры», и выполнял ее задания, а кто-то слезно умолял у врача, чтобы его переселили. Люди были совершенно разные, но Лидия Павловна не изменилась.
(с) "Музыка слов"
Читайте также: