Мало какая песня из творчества Милен Фармер может приблизиться по зажигательности к "Sans contrefaçon" ("Без обмана"). С первыми нотами зал взрывается восторженными криками. Во время припева хор зрителей порой заглушает певицу - тысячи людей повторяют вместе с ней, заученные наизусть, строчки. Сегодня поговорим об этой песне и всём, что с ней связано.
(Песня, которая заставляет зал танцевать, как только она начинается)
Милен Фармер - "...я бы сказала, Désenchantée или Sans contrefaçon." (Le 17/20 - RFM , 18 декабря 2018 г.)
Создание песни
Редкая удача, но в случае с этой песней нам известны многие детали и подробности, которые обычно Милен не разглашает. Все благодаря интервью с Эльзой Трилла, фотографу и подруге Фармер в период создания альбома "Ainsi soit je...". Впрочем, некоторые противоречия есть и в этой истории, так что будем разбираться. Прежде всего, проясним о ком идет речь.
Эльза Трилла - фотограф журнала Paris Match, впервые познакомилась с Милен в октябре 1986 года. Весной 1987-го она уговаривает редакцию написать о Фармер и договаривается с Бертраном Ле Пажем. В результате совместной работы Трилла стала не только постоянным фотографом певицы, но и ее ближайшей подругой. Свои воспоминания о недолгом периоде дружбы с Милен с лета 1987 до начала лета 1988 гг. Эльза изложила в интервью 2004 года. В целом, оно является ценнейшим источником информации о личности Милен во времена ее становления как звезды и заслуживает того, чтобы в будущем проанализировать его полностью. Сейчас же воспользуемся выдержками из этих воспоминаний о работе над синглом "Sans Contrefaçon".
Наиболее стройная и распространенная история появления песни звучит следующим образом:
В июле 1987 г. Милен и Лоран организовывают себе отдых на юге Франции в местечке La Garde Freinet. Туда же они приглашают некоторых родственников и друзей. Среди приглашенных оказывается Эльза Трилла, которая прибывает туда в начале августа, совместив отдых с работой. Пока Лоран Бутонна занимался своими делами, предположительно сценарием будущего фильма Джорджино, две девушки проводили много времени вместе, слушая любимые композиции:
"Во время этих каникул мы довольно много катались на машине с Милен. Кроме того, я помню, что все время ставила музыку, (...) особенно Сильви Вартан, которую я люблю с детства. Особенно "Comme un garçon". Затем она сказала мне, что, когда была маленькой, у нее были короткие волосы, и все принимали ее за мальчика, и что, чтобы еще больше запутать ситуацию, она часто прикладывала носовой платок к вырезу брюк. Позже я спрашиваю ее, планирует ли она в ближайшее время выпустить новую песню. Она сразу же отвечает мне: "По крайней мере, у меня уже есть название (titre), и тебе оно понравится: "Sans contrefaçon, je suis un garçon". Ты так надоела мне со своей Сильви Вартан !" Что касается куплетов, мы подошли к бассейну со словарем синонимов, и она сказала мне : "Ты увидишь, как мы напишем песню !". И мы начали рифмовать слова. Это произошло очень быстро ! За полчаса мы создали ее следующий шлягер. В тот же вечер Лоран, принесший небольшой синтезатор, видит текст; за считанные минуты он находит музыкальную зацепку на наших глазах !" (Fanzine Mylène Farmer Magazine, 2004 г.)
Звучит складно, но есть нюансы, которые заставляют усомниться в том, что речь идет именно о "Sans contrefaçon". Словом "titre" нередко называют уже готовую композицию. Кроме того, по словам Эльзы, музыку сочиняли уже после создания текста, что противоречит ответам Милен:
"Sans contrefaçon - все началось с музыки Лорана Бутонна, а текст был добавлен позже..." (Grafitti, 1 декабря 1987 г.)
"Мелодии всегда пишутся раньше. Мотив "Sans contrefaçon", например, был у меня в голове долгое время." (L'Est Republicain, 30 октября 1988 г.)
Почти одновременно с написанием и записью "Без обмана" шло создание ряда других песен, возможно речь идет о какой-то из них. На момент взятия интервью прошло уже 16 лет и что-то могло перемешаться в памяти.
Так или иначе, но автором текста была Милен и в песню она закладывала собственные ощущения и память о детских годах.
"С самого раннего детства я никогда не любила играть в куклы, с чайным сервизом... Я всегда предпочитала компанию и игры мальчиков. Безусловно, это должно было повлиять на мой характер..." (OK!, 25 января 1988 г.)
"Sans contrefaçon" - это правда то, через что я прошла; я помню, как в возрасте 12 лет однажды засунула носовой платок в штаны... Я думаю, эти чувства всегда будут во мне, но, со временем, будут меняться." (L'Est Republicain, 1 ноября 1988 г.)
Интересно, что в тексте есть отсылка к шевалье Д'Эону - известному французскому дипломату и шпиону XVIII в., известному своим пристрастием к переодеванию в женщину в целях достижения политических выгод.
С отдыха Милен и Лоран вернулись в студию и вскоре записали "Sans contrefaçon". Фотографии для обложки были сделаны Эльзой Триллат. Она же рассказала, откуда взялась вступительная фраза из песни:
"Что касается голоса во вступлении: "скажи, Мама, почему я не мальчик ?", то это небольшой намек на частную шутку между Милен и мной. На самом деле, когда мы приезжали в город, чтобы купить немного продуктов, и в первую очередь кока-колу, наш общий наркотик, я поспорила с застенчивой Милен, сможет ли она обратиться к продавщице продуктового магазина этим детским голоском. И она это сделала !" (Fanzine Mylène Farmer Magazine, 2004 г.)
Пластинка была выпущена 16 октября 1987 года. Милен стала одной из первых французских артисток, выпустившей песню на носителях формата СD Maxi.
"Sans contrefaçon" на TV
Специально для выступлений на TV Милен заказала клетчатый и полосатый костюмы, подсмотренные в одном журнале. Фармер приняла участие в большом количестве шоу самого разного формата. Видимо чутье подсказывало, что эта песня станет хитом и певица сделала максимум, чтобы ее разрекламировать. Милен все увереннее управляла своей карьерой.
Из интервью с менеджером Милен Бертраном Ле Пажем:
"Я помню, как она мне позвонила и сказала: "Если ты хороший менеджер, ты сейчас это докажешь. Мне нужно еще два выступления на NRJ, посвященных Sans contrefaçon". Я очень волновался, но я их получил." (Platine, 21 октября 1994 г.)
Ле Паж постарался на славу. "Без обмана" крутили по радио не прекращая. Постепенно песня поднимется на первую строчку в ротации.
Очень скоро в телевизоре появится и клип. К весне 1988 г. прохожие стали узнавать ее на улицах.
Э.Т. - "Вот мы и в моей новой машине. Милен рядом со мной, положив ноги на приборную панель. Она удивляется, когда все смотрят на нас. Я говорю ей :"Ты видела, как ты одета ?". Милен не нашла ничего лучше, чем одеться в клетчатый костюм из теле-выступлений "Sans contrefaçon", включая кепку.(...) Она не осознает, что ее пластинка - это картонная коробка, и что все ее очень хорошо узнают…" (Fanzine Mylène Farmer Magazine, 2004 г.)
Музыкальное видео
Съемки клипа проходили в декабре 1987 г. на пляже в Шербур-ан-Котантен. По воспоминаниям участников было холодно а работа регулярно останавливалась из-за плохой организации. По этой причине настроение команды было гораздо хуже того, что было на двух предыдущих клипах. Основой для визуального ряда послужил мрачный комикс "Маленький цирк Фреда". Дополнительным источником вдохновения стала сказка "Пиноккио". Эльза Трилла утверждает, что в личном разговоре Милен рассказывала об идее съемок в декорациях концлагеря, но от этого в итоге отказались (Реализация этого замысла произойдет несколькими годами позже в клипе "Desenchantee").
В роли кукловода снялся Фредерик Лагаш (позже он еще раз поработает с Милен на клипе "Beyond my control"). В образе колдуньи, оживляющей куклу, выступила швейцарская актриса Зук (Zouc), с которой Милен познакомилась незадолго до этого. 20 декабря 1987 г. клип был представлен в кинотеатре, куда были приглашены журналисты и критики. Фармер пригласила на премьеру и подругу Эльзу, которая приехала прямо из больницы.
Пересказывать полностью сюжет нет смысла, так как он довольно незамысловат. Да и само видео значительно короче стандартных для Лорана Бутонна 11-12 минут, просмотр не занимает много времени. Квинтэссенция клипа заключена в вопросе - почему кукла оживает только рядом с колдуньей и что это символизирует? Увы, Милен не дала публике хоть сколь-нибудь внятных подсказок, поэтому точно ответить на данный вопрос просто невозможно. Как минимум ясно то, что марионетка это сама Милен Фармер, а не собирательный образ. Возможно это намек на характер певицы. "Оживает" и предстает в истинном облике она только в компании особых людей, которые видят ее настоящую. (Точно известно, что в свой ближний круг Милен допускает людей очень избирательно и почти всегда после долгой проверки).
Жерар Симон - "Я помню обед во время съемок "Sans contrefaçon". Я сидел напротив Милен; Зук была рядом. С Зук разговор был простым; мы говорили обо всем. Милен была полной противоположностью. Как только она чувствовала, что мы собираемся вызвать или попросить немного личной реакции, что какой-то вопрос был слишком конкретным, она останавливалась "пируэтом", небольшой шуткой." (IAO - 2005 г.)
Жерар Симон - оператор-постановщик на клипах "Libertine", "Tristana" и "Sans contrefaçon".
Тьерри Сюк - "У нее очень мало близких. Когда она доверяет, это навсегда, но ей требуется время, чтобы дать доступ к своей личной жизни." (Le Parisien, 17 мая 2023 г
Тьерри Сюк - менеджер и продюсер Милен с 1989 г. по настоящее время. Близкий друг певицы.
Еще один момент, отраженный в клипе, это двойственная натура главной героини. Сначала мы видим ее, похожую на мальчика, в кепке и с убранными волосами. Но после падения на берегу перед изумленным циркачом и зрителями предстает нежное лицо красивой девушки. Скорее всего это снова отсылка на изменения, происходившие с Милен в подростковом возрасте.
Интерпретировать клип можно самыми разными способами, чем фанаты и занимаются уже несколько десятилетий. Результат неизменен - пока отсутствует конкретная информация от авторов, к разгадке мы не приблизимся. Милен о своих произведениях никогда не распространяется, а Лоран их общие секреты не раскроет. Вообще же, оценки клипа в контексте сюжета бывают самые разные, в том числе и такие:
"Шедевр пессимизма и человеконенавистничества, потому что в конечном итоге проигрывают все главные герои." (Mylène Farmer, Biographie, Fayard, 2004 г.)
Очень точное замечание, которое применимо почти ко всем произведениям Лорана Бутонна.
Как и "Tristana", клип "Sans contrefaçon" был признан лучшим музыкальным видео года.
Концертное исполнение
Хорошо зная, как слушателям нравится "Sans contrefaçon", Милен Фармер почти всегда включает ее в концертную программу. При этом аранжировка всегда разная, так что варианты очень разнообразны. Кроме того, хореография для выступлений с этой песней впервые была поставлена самой Милен. В 1989 году "Без обмана" прозвучал со сцены первый раз. Привычный по музыкальному видео образ был воспроизведен на сто процентов.
В нулевые годы пришло время для экспериментов. Если вариант 2006 года отличается легким звучанием, то уже в 2009-м добавились роковые нотки, привнесшие особую зажигательность. Освежило выступление и использование модульного костюма. Кульминацией номера становится преображение Милен, что отлично согласуется с темой внутренней двойственности, заложенной в песне и клипе.
Весьма любопытной обработке подверглась музыка на концертах 2019 г. Идея Фармер заключалась в воссоздании антуража фильмов "Бегущий по лезвию". Декорации, свет, наряды и музыка - все приобрело киберпанковую стилистику.
В этом году (2023) Милен решила вернуться к истокам. Костюмы и манера исполнения воспроизводит один-в-один выступление тура 89-го.
Тем не менее, идеи Милен, как она и предсказывала, меняются со временем. Уже в 1988 году он называет описанные в песне чувства пройденным этапом, чтобы не вызывать лишних спекуляций.
«Если вы зададите мне вопрос «сегодня вам все еще хочется засунуть носовой платок в штаны?» Я скажу вам «Нет, это было в прошлом.» Я уже выразила этот момент. Это не значит, однако, что я должна выражать этот образ или это чувство всю свою жизнь.» (Le Point J-TVA, 9 ноября 1988 г.)
Отзывы и коммерческие показатели
Сингл добился значительного успеха как у критиков, так и у слушателей. Многие отмечали загадочный текст и его сочетание с ритмичной музыкой.
- « От записи к записи Милен Фармер продолжает беспокоить, и это к лучшему. Ее песни не только музыкально красивы, а музыкальные клипы эстетически великолепны, но и ее тексты всегда двусмысленны или необычны" (Télé Magazine, 11 декабря 1987 г.)
- "Песня с неудержимой мелодией" (Grafitti, декабрь 1987 г.)
- "Прекрасно используя свой извращенный пыл под видом безобидного припева в, сбивающем с толка, "Sans contrefaçon", она снова выделяется среди всех, кто входит в топ-50" (Paroles et musique) декабрь 1987 г.
- "Лоран Бутонна снимает настоящие короткометражные фильмы, достойные величайших режиссеров кино." (Spotlight, март 1988 г.)
- "Музыкальное видео и тексты песен являются чем-то необычным. В "Sans contrefaçon" раскрывается оригинальная и интересная вселенная: ключи к репертуару Милен Фармер следует искать в области детства и психоанализа." (Le Quotidien de Paris, 28 января 1988 г.)
Всего сингл разошелся тиражом более 500 000 копий, получив золотую сертификацию. Всего за несколько месяцев. В Top-50 "Sans contrefaçon" к концу февраля 1988 г. достиг 2-й позиции. На тот момент это был лучший результат среди всех релизов Милен Фармер. Что еще важнее, коммерческий и медийный успех песни оказал большое влияние на продажи второго альбома "Ainsi soit je..." ("Такова я..."). Он будет раскуплен в количестве более миллиона копий за пару лет и получит бриллиантовый сертификат. Милен обретала популярность с огромной, совершенно непривычной для нее, скоростью.
Эльза Трилла - "На самом деле, я больше ничего не чувствую: я больше не узнаю Милен. Для меня явно есть до и после Sans contrefaçon. Люди начали впадать в истерику из-за Милен и этого трека и, в целом, из-за второго альбома. И Милен начала меняться." (Fanzine Mylène Farmer Magazine, 2004 г.)
Обрушившаяся слава превращала Фармер и Бутонна в супер-звезд. О том, как это происходило и в чем выражалось поговорим в следующих двух статьях.
Делитесь своими впечатлениями о песне и клипе и присоединяйтесь к нашему сообществу, если вам интересны подобные материалы.
До скорых встреч!