Около 10% россиян склонны к паническим закупкам на фоне тревожности информационного поля, свидетельствуют результаты исследования НИУ ВШЭ, которые приводит РБК. Данные опроса, который посвящен эмоционально нагруженному потреблению, представил первый проректор вуза и заведующий лабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев.
Авторы исследования выделили три вида эмоционально нагруженного потребления. Первый из них — паническое потребление — является реакцией на возможный или реальный дефицит товаров. В этом случае люди закупают дефицитный товар либо из-за тревожности, либо с целью дальнейшей перепродажи подороже, либо с целью приобрести вещь дешевле. Из опрошенных 9,4% признались, что за последние три месяца покупали что-то в большем объеме, чем требовалось из-за опасений.
Вторым видом эмоционально нагруженного потребления является импульсивное потребление. Оно характеризуется внезапными тратами, когда человек принимает решение в короткий срок или даже теряет над собой контроль. По словам Радаева, такие действия можно рассматривать как способ справиться с депрессивными настроениями. О своих импульсивных покупках рассказали 20,5% респондентов.
Третий вид — компульсивное потребление — это шопоголизм, когда человек получает удовлетворение от самого процесса покупки, а не от обладания вещью. Как правило, такое поведение носит системный характер. Компульсивные покупки, чтобы «справиться со стрессом или поднять себе настроение», совершали 25,2% респондентов.
Как объяснил Радаев, актуальность эмоционально нагруженного потребления возрастает в периоды внешних шоков, когда накапливаются стресс, депрессия и фрустрация. По его словам, если бы исследование проводилось в марте 2022 года, сразу после начала СВО, результаты могли бы быть иными.