Найти тему
Исторические мелочи

Два портрета с зарубежных аукционов

Когда-то давно на сайте одного американского аукционного дома мне попался портрет, определенный тамошними экспертами как изображение испанского аристократа XVIII в.

Основания для такой атрибуции остались для меня загадкой, в частности потому, что более детальное описание портрета отсутствовало. Между тем головной убор «аристократа» заставлял предполагать, что его владелец имеет отношение, скорее, не к Испании, а к Восточной или Центральной Европе, а на заднем плане справа виднелось нечто, очень напоминающее Корону Карла Великого – регалию императоров Священной Римской империи германской нации – см. ниже

-2

Обращало на себя внимание также массивное сложной конфигурации ожерелье как будто серебряного цвета, которое я не смог четко распознать (хотя некоторые подозрения, в смысле – версия о том, что это такое – у меня были)

На некоторое время я забыл об этом портрете, но чуть позже на сайте другого аукционного дома мне попался другой портрет, который мне показался изображением того же человека

-3

В этот раз аукционные эксперты явно подобрались к истине гораздо ближе своих коллег, атрибутировавших предыдущий портрет. Описание лота гласит: «Леопольд I (1640–1705) [император Священной Римской империи германской нации] в красном дублете и плаще с золотой вышивкой, в белом галстуке, напудренном парике, корона Священной Римской империи над правым плечом, медь, масло. Австрийская школа, около 1680 года». (В скобках замечу, что вот на этом портрете корону я разглядеть не могу, но, видимо, она там все же есть, где-то под дефектами.) Аргументируя свою атрибуцию портрета как изображения именно императора Леопольда, эксперты пишут: «миниатюра… может быть сопоставлена с ростовым портретом Леопольда работы австрийской школы, хранящимся в Военно-историческом музее в Вене».

Итак, на мой взгляд, эксперты «Бонэмс», второго из упомянутых аукционных домов, верно идентифицировали персонажа портрета как императора Священной Римской империи германкой нации. Но точно ли они идентифицировали его личность?

Вот портрет Леопольда из венского военно-исторического музея, на который они ссылаются как на «аргумент» в пользу своей версии

-4

Несомненно, определенное сходство есть (ну понятно, и в том, и в другом случаях перед нами Габсбурги))), но, как мне кажется, не полное и не позволяющее утверждать, что на аукционном портрете (точнее – на обоих, ибо, как я уже говорил, я считаю, что на обоих приведенных выше аукционных портретах изображен один человек) запечатлен именно Леопольд.

Кто же в таком случае?

Думаю, один из двух сыновей Леопольда I, также ставших императорами. Это либо Иосиф I (1678-1711, правил в 1705-1711), либо Карл VI (1685-1740, правил в 1711-1740). Оба они похожи (неудивительно – родные братья), и я затрудняюсь, кому отдать «предпочтение». Уважаемые читатели могут сами решить, кто из них более внешне схож с персонажами аукционных портретов

Достоверные портреты Иосифа I

А.Схунъянс «Портрет Иосифа I», 1708 г.
А.Схунъянс «Портрет Иосифа I», 1708 г.
Неизвестный художник «Портрет императора Иосифа I»
Неизвестный художник «Портрет императора Иосифа I»

Достоверные портреты Карла VI

Ф. ван Стампарт «Портрет эрцгерцога Карла как испанского короля»
Ф. ван Стампарт «Портрет эрцгерцога Карла как испанского короля»
Неизвестный художник «Портрет императора Карла VI»
Неизвестный художник «Портрет императора Карла VI»

И Иосиф, и Карл, помимо того, что имели титул императора Священной Римской империи германской нации, были королями Венгрии. Иосиф успел побывать таковым даже дважды, поскольку в период восстания Ференца Ракоци был детронизирован венгерским парламентом. По-видимому, венгерское происхождение и имеет меховой головной убор императора на первом из аукционных портретов.

Приведу еще один портрет Карла VI

Неизвестный художник «Портрет императора Карла VI»
Неизвестный художник «Портрет императора Карла VI»

Он позволяет четко идентифицировать сложное «ожерелье» бело-серебряного цвета, которое присутствует на обоих аукционных портретах Это наложившиеся друг на друга застежка мантии/плаща, покрытая бриллиантами, и также украшенная драгоценными камнями цепь ордена Золотого руна.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.