Найти тему

"Сотрудники - балбесы!" Почему руководитель не должен так говорить?

Любой руководитель хоть раз, да сваливал вину за ошибки на подчинённых. В статье опишу три причины, почему так делать не стоит. И как себя лучше вести, когда сотрудники "косячат".

Болван! Согласен. "Операция Ы" 1965 г.
Болван! Согласен. "Операция Ы" 1965 г.

На совещании коллега, оправдываясь за неудачи, сказал, что в его подразделении работают одни балбесы. Он молод, импульсивен, ему можно простить.

Опытный руководитель так не скажет. Для этого есть как минимум три причины.

Он управляет людьми. Рано или поздно подчинённые узнают, поймут, почувствуют, что он называет или считает их недалёкими. Часть обидятся, потеряют мотивацию и начнут искать работу. Часть обрадуется, что теперь разрешено быть некомпетентным. Часть обозлиться, потому что считает виновным во всех ошибках руководителя. Не важно соотношение, в любом случае управлять коллективом станет сложнее.

На действия сотрудника влияют обстоятельства. Мне очень нравится высказывание "Когда мы находим виновного, то перестаём думать". Не помню кто автор. Нам проще сказать, что сотрудники безответственные, чем разбираться в деталях ошибки. Здесь можно вспомнить фундаментальную ошибку атрибуции, когда в действиях других людей мы видим черты характера, а свои оправдываем обстоятельствами.

Это говорит о слабости руководителя. Вы наняли их. Не обучили. И до сих пор не уволили. Напрашивается два варианта:

  • Иметь бестолковых сотрудников ваша цель. Чтобы на кого-то сваливать косяки и на таком фоне казаться лучше.
  • Вы не умеете набирать, обучать, руководить, увольнять.

Несколько лет назад, когда мы очередной раз облажались, я, оправдываясь, сказал, что сотрудники не компетентны. Директор мне указал, что я их принял и не обучил. На что я заметил, что он нанял меня и не обучил, как нанимать и обучать. Ответить ему было нечего. Суть не в том, что я мастерски перевожу стрелки, а в том что все вокруг понимают: компетентность сотрудников - забота руководителя.

Что делать если сотрудники реально балбесы?

"Операция Ы" 1965 г.
"Операция Ы" 1965 г.

Такое случается и довольно часто, особенно в низкомаржинальном бизнесе и в подразделениях, где не требуется думать.

  1. Грамотно отбирать, обучать, ставить задачи, мотивировать, контролировать, давать обратную связь. Ну или одним словом - руководить.Каждый человек пригодится на своём месте. Это зависит от знаний, навыков, предпочтений и интеллекта. Если вы имеете представление, о знаниях, навыках, способностях сотрудника и требованиях к должности, то вам легче сделать правильный выбор.
  2. Исключить возможность ошибки: план, чёткие инструкции, постановка задачи, мотивация, контроль, "защита от дурака" (Poka-yoke). Когда программист, что-то меняет в системе управления автоматической линией я всегда спрашиваю: "А что будет, если оператор поставит "галочку" не туда? А что, если забудет поставить? А что, если запустит в ручном режиме? А что, если в другой последовательности? А что, если..." Чем больше возможных ошибок отсеем на начально этапе, тем меньше проблем впоследствии.
  3. Анализировать. Ошибки будут, главное, чтобы они не повторялись.
  4. Увольнять. Увольнение хороший инструмент. Вы не только меняете худших на лучших, но и даёте остальным понятный сигнал - кого вы хотите видеть в подразделении, а кого не хотите.

А что говорить, если сотрудники балбесы?

Правду. "Я не точно поставил задачу, поэтому Иванов меня не понял, и выполнил не то, что нужно, а я не проконтролировал." То, что Иванов разгильдяй и невнимательно слушал, вас никак не оправдывает. Обязанность руководителя - выполнить работу чужими руками. Не умеете управлять - передвигайте ноги и руки.

Как себя вести, если сотрудник совершил глупую и дорогостоящую ошибку предусмотреть, которую было невозможно?

Читал про одного топ-менеджера, который совершил миллионную ошибку. Он пришёл "на ковёр" к президенту компании, уверенным что сейчас уволят, но услышал совсем не то, что ожидал. "Увольнение? Какое увольнение?! Я только что заплатил за твоё обучение несколько миллионов."

В данном случае нужно внимательно проанализировать причины и сделать предположения о последствиях. Почему сотрудник так поступил и какие выводы он из этого сделал. У меня однажды была похожая ситуация и было очевидно, что причина в халатности. Сотрудник не подумал о последствиях. Совершит ли он ещё раз эту ошибку? Нет, но другую, может быть более дорогостоящую - запросто.

Говорить ли в этом случае что сотрудник балбес? Конечно же, нет. Во-первых, всем и так всё понятно и ему в том числе, а, во-вторых, он всё ещё человек, так сложились обстоятельства, его наняли и не уволили вы.

Ну, и для того чтобы не отрываться от реальности - помните: если вы не владелец бизнеса, то, какую бы должность не занимали, для руководителя вы тоже можете казаться некомпетентным, безынициативным и безответственным.