Один из читателей блога попросил рассказать о Петропавловском храме на Горке. Вот! Ну коротко писать о том, чего было много сложно, поэтому длинный рассказ с иллюстрациями и некоторыми деталями.
А можете ли вы слёту ответить на вопрос: сколько было в Севастополе Петропавловских храмов? То есть храмов, освященных в честь святых Петра и Павла. Ну, один-то вы наверняка назовете – храм св. Петра и Павла на Горке. Он растиражирован в фото и рисунках, засвечен в различных городских историях в качестве здания, в котором в разные времена размещались самые разные общественные организации, ну и, легенды его не обошли стороной – архитектурная стилистика, напоминающая античные храмы, символы на фасадах, возбуждающие умы поклонников тайных организаций, заговоров, мистификаций. Я же больше по истории, чем по легендам.
На самом деле, с учетом Балаклавы в городе было пять храмов, освященных в честь этих святых. Не верите? Считайте сами!
Петропавловский храм в Балаклаве
Похоже, этот храм мог существовать еще с генуэзских времен, и быть может именно он был первым христианским храмом в Балаклаве. По крайней мере, в Камеральном описании Крыма в 1784 году упомянут какой-то храм, и для себя лично я до сих пор так и не решила вопрос о том, какой храм старше св. Николая (теперь 12-ти апостолов) или св. Петра и Павла.
Один из севастопольских краеведов (ГоловоногийБилли) на городском форуме приводит запись из метрической книги, датированной 1784 г., в которой упомянута именно та самая Петропавловская церковь:
...К священникам и настоятелям церкви святых апостолов Петра и Павла для записи всех рождённых, бракосочетавшихся и умерших с 1794 года 1 января по 1795 год 1 января.
В этой же книге упоминается название поселения «μπαλουκλάβα», то есть «Балуклава».
По крайней мере, оба этих храма – Никольский и Петропавловский мелькают на старых фотографиях и зарисовках самых разных времен, письменных описаниях Балаклавы с начала XVIII века. Например, у Грибоедова упоминается этот храм, стоящий на старом, вероятно, генуэзском еще кладбище»:
Воротясь назад, приятный вид местечка, — в церковной ограде кипарис, мечеть внизу, старая церковь в горе.
Одновременно с Грибоедовым А. С. по Крыму путешествует П. П. Свиньин, который бывал в Балаклаве и видел все то же самое, что и дипломат и поэт. Более того, оставил зарисовку, на которой церкву св. Петра и Павла выделила желтым цветом.
Вот такой кладбищенскую церковь увидела О. П. Шишкина в 1848 г.
Вот еще на ноунейм гравюре непонятно из каких источников, но личных архивов нашло изображение Перопавловского храма и Никольской церкви.
А вот фото времен Крымской кампании.
У Симпсона тоже есть изображение церкви, на как-то странно расположена она по отношению к прочим примечательным местам. Быть может, у англичан был построен свой храм?
Это уже литография 1875-1885 гг. Из сочинения «Воспоминания о Крыме».
Предположительно службы велись до 1933 года. А может, и еще более. В настоящий момент с трудом между домишек прочитывается фундамент этой кладбищенской церквушки, в которой, оказывается, в 1930-х годах размещалось общежитие предприятия «Балаклавское управление им. Горького» треста «Нерудсталь», который был запущен в ноябре 1936 г.
Петропавловская госпитальная церковь на Корабельной стороне
Госпиталь занимал территорию между современными улицами Лазаревской и Брестской, Героев Севастополя и Будищева. Иногда можно встретить название Госпитальной церкви, а в заметках про Крымскую войну – церковь в тылу 3-го бастиона. Здание храма было разрушено во время Крымской войны, поэтому церковь вместе с госпиталем переехала на Северную сторону – сначала на Михайловскую батарею, а потом в Северное укрепление. После Крымской войны на территории бывшего госпиталя разместился 49-й пехотный Брестский полк, для которого в 1885 г. отстроили новую церковь и освятили в честь св. Николая (храмов св. Николая еще больше!). Этот храм погиб в 1924 г., когда шла борьба с религией по всем фронтам – вплоть до сноса храмов.
Петропавловская церковь на Северной стороне
Этот храм стал продолжением истории Петропавловской госпитальной церкви. Когда закончилась Крымская война, французы и англичане покинули город, оставив после себя немало деревянных сооружений. Среди них было два деревянных храма, устроенных французами и англичанами в г. Камьеш (Камышовая бухта). После войны два севастопольских купца-караима, выкупая бараки для устройства складов, выупили и эти церкви с намерением передать Хнрсонесскому монастырю св. Владимира и для устройства церкви на Северной стороне, причем благотворители, обращаясь к протоиерею Родионову М., просили не менять назначение этих сооружений. Так 8 сентября 1856 г. на Северной стороне в районе Бартеневки появился храм, освященный в честь св. апостолов Петра и Павла.
В течение 13 лет должность церковного старосты исполнял «севастопольский купец 2-й гильдии, присяжный заседатель и торговый депутат А. Н. Резанов», который имел награду от духовного ведомства - золотая медаль на Станиславской ленте.
Это была церковь Морского ведомства, но лишь до того момента, пока на Братском кладбище не отстроили новый храм, освященный во имя св. Николая Чудотворца: туда и перешли все военнослужащие. В 1862 г. отстроили новое здание для Петропавловской церкви, в которой молились отставники, мещане, члены их семей. Службы в каменном Петропавловском храме продолжались до 1905 г. до того момента, пока не была отстроена церковь во имя Вознесения Господня. Петропавловскую церковь разобрали за ненадобностью.
Петропавловский храм на Горке
Как уже писала выше – самый известный и растиражированный. У этого храма долгая жизнь с перерывами и даже переездами. Знаете вы или нет, но в городском архиве Севастополя хранятся дела в фондах 33 и 35, рассказывающих о судьбах этих двух взаимозависимых храмов. Поскольку Петропавловский храм на Горке был отстроен раньше, то с него и начну.
Первый храм был построен еще в 1792 г. анатолийскими греками (в Балаклаве же проживали архипелажные греки), как о том повествует автор путеводителя Зайончковский А. М.:
Въ 1789 году въ Севастополѣ основалась греческая колонія изъ Анатолійскихъ грековъ, стремившихся сюда, благодаря большимъ преимуществамъ, которыя послѣ покоренія Крыма Русское Правительство давало всѣмъ, желавшимъ заселять Таврическій полуостровъ. Эта колонія выстроила себѣ небольшую деревянную церковь во имя Св. Апостоловъ Петра и Павла, которая нѣкоторое время именовалась также Ахтіарскою — по имени небольшой татарской деревушки, переименованной, по повелѣнію Екатерины II, въ городъ Севастополь.
Обратите внимание: первоначально церковь именовалась Ахтиарской греческой Петропавловской!
Метрические книги хранят записи, начиная с 1797 г. (ГА Республики Крым). В 1795 году в храм, у которого прихожан числилось всего 75 душ, назначен иеромонах Григорий из города Фесалонии, а в 1843 – представитель известной балаклавской фамилии Аргириди – Антоний, который прибыл в Севастополь-Ахтиар с о. Крит.
Впервые пришлось перестроить и реконструировать церковь в 1812 г, а в 1837-1843 гг. храм был заново отстроен в по проекту городского архитектора В. А. Рулева. Однако во время Крымской компании здание было серьезно повреждено – ядро пробило дыру в крыше, а осенью 1855 храм и вовсе сгорел: остались только колонны. Из писем протоиерея А. Лебединцева ясно, что службы проходили регулярно вплоть до 20 августа:
Октября 5-го [октябрь 1854 г.], в 6 часов утра, открыт огонь, который в полчаса превратился в превышающий всякое описание ужас… Литургию служил о. Александр Демьянович (его была седмица); затем служили молебен о даровании победы на супостаты, что ежедневно совершаем со времени осады Севастополя. Церковь оставалась, как и теперь, ежедневно открытой до вечера. В 12 часу бой страшно усилился с видимым ожесточением. Ужас с каждой минутой возвышался. Люди, не отходившие от церкви (большею частью женщины), таяли от страха и плакали. Я нашел лучшим вторично пригласить их на молитву в церковь...
…12-го числа [октябрь 1854 г.], в 4 часа, когда уже звонили к вечерне, пала бомба близ самой церкви нашей, взрывом вышибла на южной стороне стекла, два окна даже с рамами, и повредила немного крышу. Обошлось без несчастия, хотя в церкви были люди и я сам там находился. Убравши из церкви сор и стекла и затворив в побитых окнах ставни, я отслужил вечерню; 13-го обедню и утреню также служил благополучно. Уже по окончании обедни осколком разорвавшейся над церковию в воздухе бомбы вырвало кусок железа и каменного карниза. В продолжении дня еще разорвалось 3 бомбы над церковию, но две также в воздухе, осколки падали по саду и на улице, не вредя ни церкви, ни дому, одна же пала, верно в яму, вырытую бомбой, которая 12-го побила стекла и пала также в 4 часа, когда я едва благословлял вечерню. 14-го весь день было благополучно на церковном дворе. Хотя бомбы летали в том же направлении, но разрывались далее нас. Сегодня, т.е. 15-го, бомбардирование началось в 7 часов. Доселе благополучно. Службу будем продолжать, пока будет где служить. К литургии присоединяем ежедневно и молебен о даровании победы на супостаты, находящие на ны. Впрочем, кроме двух-трех и немногих, кажется бесприютных, в последние дни в церкви никто не бывает. Мужской пол у нас на службе, а женский, страха ради смертного, или выехал, или скрывается в потаенных местах. Молим и просим дней лучших....
....В городе стало покойнее, или, если нарушается покой, то как бы случайно. 15-го же числа [октябрь 1854 г.], от которого я писал Вам, множество стрел смертных было бросаемо в город. Одна бомба пала у самой церкви, вышибла большой камень в ступенях, повредила немного колонну, и более ничего. Другие бомбы падали правее и левее церкви, но вне церковного двора. Я предложил одному офицеру вопрос: не целят ли неприятели в церкви нарочно? Он отвечал мне, что слышал от одного офицера, будто кто-то передал неприятелям, что в церквах наших сложен порох и снаряды, а потому будто бы выстрелы неприятельские имеют такое направление. Правда сему или нет, но истинно, что Господь видимо хранит храм святой. Служение продолжается. Настоящую седмицу служит о. Николай Сиземский. В заупокойной эктении всегда поминаем и воинов, павших на брани. Причетники бывают в церкви неопустительно.
3 ноября [ноябрь 1854 г.], при усиленной бомбардировке, направленной в город, одна бомба попала и в самую церковь мою. Это случилось в 2 часа. Я стоял под колоннадой и сам был свидетелем удара и взрыва. К счастию, пробив крышу, она ударилась не в потолок, который легко мог весь обрушиться, а в стену, по ребру ея; разрешилась минуты через две слабо так, что от взрыва еще меньше повреждения. В двух местах отскочила щекатурка и лепные украшения потолка, осколки же бомбы остались на чердаке. В ту же минуту я послал людей с водою (ибо поднялся большой дым), но тушить было нечего, дым был только от пороху. Осколки бомбы, равно как и все залетающие в церковный двор гостинцы, я берегу на память...
Зайончковский рассказывает о том событии, которое положило конец службам в храме:
20 августа въ Петропавловской церкви уже не было служенія. Ядро сдѣлало большой проломъ въ потолкѣ. Утварь и движимость церкви, а также иконы академической живописи были вынесены; иконостасъ же остался. 25-го августа разбиты были два колокола и повреждена самая колокольня. Въ концѣ октября сгорѣла вся церковь, но колоннада ея уцѣлѣла и простояла болѣе 30 лѣтъ, до реставраціи храма.
После окончания боевых действий на Южной стороне города от храма остались только стены «обезображенные надписями и карикатурами, для святых оскорбительными». Мраморные статуи святых, которые были установлены в нишах при входе в храм, были вывезены союзниками, и где они теперь, мне неведомо. Вместо статуй при возвращении церкви верующим в нишах разместили мозаичные полотна, изображающие св. Петра и Павла.
Удивительно, но вот на этом рисунке Гуддола, который делал зарисовки для Illustrated London News, храм изображен совершенно целым и на его фоне французские офицеры
Сохранившийся остов храма в течение 30 лет «украшал» исторический центр города: попросту не было средств на его восстановление, да и проведенное обследование показало невозможность возобновления. Протоиерей Арсений Лебединцев предлагал разобрать остатки церквы использовать камень при возобновившемся строительстве храма св. Владимира на Горке. Мнение протоиерея было поддержано Херсонской консисторией, но этого не случилось, потому что иногда разборка стоит дороже, чем строительство: на работы по разборке стен в 1861 г. была составлена смета, и выяснилось, что понадобится израсходовать около 30 тысяч рублей. В городе, в котором жизнь практически замерла, таких средств не было.
Вместе с тем, было точно ясно, что необходимо оградить развалины храма, тем более что вот-вот император должен был с визитом приехать в Севастополь. А потому в 1886 г. по требованию Севастопольской городской управы уже в Таврической консистории было принято за счет доходов церкви (а их практически не было) оградить территорию бывшего причта со стороны ул. Екатерининской (Ленина).
И как раз в этот период упадка в деятельности оригинального Петропавловского храма появляется на улице Большой Морской там, где сейчас стоит Покровский собор, новый каменный Петропавловский храм, который временно заменил прежний.
Только в 1887-1889 гг. благодаря благотворителю С. Л. Кундышеву-Володину и его зятю, а еще и подрядчику, и благотворителю в одном лице А. А. Максимову, первоначальный Петропавловский храм был восстановлен и заново освящен. Из собственных средств предпринимателей было затрачено около 50 тыс. рублей, а немного погода Максимов восстановил квартиры сторожа и учителей, который преподавали в им же восстановленном церковном здании, использованном под размещение церковно-приходской школы. Не удивительно, что в 1889 г. Сергей Луппович Кундышев-Володин был избран церковным старостой, но вследствие его отсутствия эти обязанности исполнял его зять – Алексей Андреевич Максимов.
Несмотря на то, что храм восстановили, и причт, и основали школу, регулярные службы начались только в 1901 г., когда в церковь пришел протоиерей М. Бензин, прежде служивший в Петропавловском храме на ул. Морской (Большой Морской).
Что касается, как некоторым кажется, изображения масонских символов на фронтоне в виде лучезарной дельты, то это древнейший религиозный, в том числе, христианский символ. Если говорить о христианстве, то тут символика понятна: лучи означают славу Божию, глаз - провидение, а треугольник, в который заключен о око - триединство Бога - Отец, Сын и Святой Дух, то есть Троицу.
Я познакомилась с этим храмом, когда в нём всё ещё размещался городской Дом культуры. Сюда я приходила на заседания Клуба самодеятельной песни, тут же и проходили концерты КСП-шников, на которые приезжали со всего Крыма и материка, но еще раньше я занималась в ДК пантомимой, которая когда-то была очень модной в СССР.
Сейчас около храма работает по выходным местная "блошка" - блошиный рынок, а про него отдельная история длиной почти в сто лет.
Петропавловская церковь на Большой Морской
В период бездействия Петропавловского храма на Горке усилиями севастопольских купцов была отстроена новая церковь на ул. Большой Морской. Этот участок земли был прежде передан в распоряжение Балаклавского Свято-Георгиевского мужского монастыря. Инициатором строительства храма в 1857 г. выступил купец Красильников И. М., который на тот момент занимал пост городского головы – главы городского самоуправления (думы). Поскольку в городе странным образом перекрещивались интересы власти военной и гражданской (границы их сфер внимания сложно разграничить), так же тесно соприкасались земли Военного и Морского ведомств с городскими и частными, то понадобилось обращение к военному губернатору (это как раз та самая военная ветвь власти) контрадмиралу Вукотичу П. М., который должен был согласовать возможность обустройства церкви на новом месте.
По-видимому, все согласования были быстро получены, потому что уже в 1858 г. в Петропавловской церкви на Большой Морской проводились службы. У Е. Чверткина нашла, что
Зимой 1891 г. город просил у МВД о передаче ему земли морского ведомства по Большой Морской, "где ныне стоит церковь во имя св. апостолов Петра и Павла". Эта территория занимала 832 кв. саженей...
Это прошение связано с тем, что к тому моменту уже была отстроена прежняя церковь на Горке, а эта уже не удовлетворяла потребности в связи с малыми размерами и ветхостью: появились планы строительства нового храма на этом же месте. И этот храм -Покровский - был построен и освящен в 1905 г., а автором проекта стал гражданский архитектор В. А. Фельдман. Строительство обошлось в 124 500 руб. Деньги получали за счет дохода от продажи свечей в часовне св. Николая, выстроенной около дома Хлудова (магазин «Черноморка», ул. Б. Морская, 2). Прежний маленький каменный храм св. Петра и Павла действовал до момента освящения Покровского, но вот разобрали его только в 1910 г.
Итак, было пять Петропавловских храмов в разные времена, и одни наследовали другим или существовали самостоятельно. Сейчас в городе действует только один Петропавловский храм на Горке.
Источники:
1. Зайончковский А. М. «Историческій путеводитель по Севастополю».
2. Терещук Н. М. Крымские архивные источники по изучению истории греческих церквей Севастополя и Балаклавы: конец XVIII — начало XX в.
3. Терещук Н. М. Роль представителей торгового сословия в религиозно-нравственных устоях г. Севастополя в XIX веке.
4. Письма протоиерея Арсения Лебединцева, б. благочинного церквей Южного берега Крыма, к преосвященному Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому, с донесением о ходе военных действий и состоянии церквей и духовенства во время 11-тимесячной осады Севастополя.
5. История Севастопольского благочиния. https://hersones.org/
6. Чверткин Е.
7. Форум Севинфо.