Найти в Дзене
Жизнь советского человека

В октябре 1941 года при эвакуации из Москвы исчезла машина НКВД с документами и деньгами. Как неожиданно и быстро узнали правду?

В октябре 1941 года в Москве были тяжёлые дни, когда стражи правопорядка с трудом удерживала город от разгула криминала. 16 октября произошло и вовсе невиданное событие – ограбили машину НКВД.

В этот день пришла информация, что ситуация на фронте критическая, поэтому в НКВД приняли решение вывезти из столицы архив секретной информации. Погрузили материалы в несколько машин. В одной из них также перевозилась крупная сумма денег – 1 миллион.

Эвакуация
Эвакуация

Выезжали через район Измайлово в сторону подмосковного Ногинска. 16 октября улицы были забиты беженцами. Шла эвакуация и просто бегство из города гражданского населения. Машины «продирались» со скоростью пешехода. Вечером все были на месте, кроме одной. Той, где кроме архива были деньги.

В первую очередь подумали, что угнали её сопровождающие стрелки НКВД Александр Мосенков и Иван Фомичёв. ЧП для комиссариата было невероятное. Ни у кого не хватало смелости даже подумать о том, что об этом можно доложить Берии. Приказ о расстреле был бы подписан тут же.

Поэтому невзирая на ситуацию в поисках напрягли все силы задействованных в эвакуации чекистов и уголовного розыска.

Машину нашли у завода «Компрессор». Рядом лежали без признаков жизни Мосенков и неизвестный. Груза не было. Было непонятно, куда делся второй охранник? Возможно, принял сторону нападавшего криминалитета, или даже немецких диверсантов? Но версию диверсантов вскоре отбросили. Неожиданно нашёлся погибший молодой человек, у которого в кармане были обрывки тех самых потерянных документов НКВД.

После расследования выяснилось, что Сергей Лютиков был хорошим парнем и уж точно не мог быть связан с немецкой разведкой. Но в его красавицу-сестру был страстно влюблён Иван Фомичёв.

Боевой отряд МУРа
Боевой отряд МУРа

В этот день на машину действительно напали заезжие бандиты. Но когда сопровождающие ликвидировали главаря, остальные разбежались. А в Мосенкова стрелял Фомичёв. После этого он забрал деньги и затаился. А потом приоделся и пошёл на квартиру к Ирине Лютиковой. Имея миллион, он решил, что теперь имеет шансы на успех.

Но она сама, её мать и брат были возмущены поведением Фомичёва. Брат ещё и заметил, что деньги завёрнуты в документ с печатями НКВД. Кончилось тем, что Фомичёв украл Ирину, ликвидировав остальных свидетелей его действий.

Спятившего охранника и девушку нашли в опустевшем воинском пункте. Его приговорили к высшей мере наказания. Из миллиона в комиссариат вернулось 900 тыс. Остальные Фомичёв растратил на еду и одежду. Небольшая часть листов из секретных архивов пропала. Оказалось, вор просто использовал их в качестве обёрточной бумаги.

Постройка баррикад в Москве / Начальник УНКВД по г. Москве и Московской области комиссар государственной безопасности 3 ранга Михаил Иванович Журавлёв
Постройка баррикад в Москве / Начальник УНКВД по г. Москве и Московской области комиссар государственной безопасности 3 ранга Михаил Иванович Журавлёв

Так Московский уголовный розыск вместе с представителями НКВД в самые тяжёлые дни войны раскрыл неожиданную и опасную по возможным последствиям кражу. Скорее всего, все связанные с переправкой архива чекисты действительно были спасены от расстрела. Таких просчётов в работе в своём ведомстве Берия не прощал.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.