Найти тему

Карма и генетика.

Не хочу никого обидеть, но придется. Поэтому начну с анекдота.

Психиатр спрашивает у больного: когда вы поняли, что вы Бог? Больной: я долго и горячо молился и вдруг понимаю, что я разговариваю сам с собой.

Когда все взаимосвязано, бывает сложно определить причинно-следственные связи. А связи эти нужны, что работать с психосоматическими расстройствами. Если правильно не удается определить причинно-следственные связи, терапия превращается в последовательную смену явлений и состояний.

В настоящее время стала популярным работа с родом. Думаю, что эта популярность основана на определенном понимании принципа кармы – деяния в прошлом являются причиной явлений в настоящем. И, видимо, считается, что если родители зачали ребенка, то с передачей своих наследственных признаков передали и свою историю деяний. И вот эта история деяний родителей является причиной того, что происходит в жизни у их ребенка, уже взрослого. И все проблемы, обычно именно наличие проблем в жизни является причиной обращения к работе с родом, ребенок наследует от родителей. Этим учение о генетике приравнивается к учению о карме.

В своей книге «Бытие и время» Мартин Хайдеггер приводит одну интересную басню. «Когда однажды «Забота» переходила через реку, она увидела глинистую почву: задумчиво взяла она из нее кусок и начала формовать его. Пока она сама с собой раздумывает о том, что создала, подходит Юпитер. Его «Забота» просит, чтобы он придал дух сформованному куску глины. Это Юпитер ей охотно предоставляет. Когда она, однако, захотела теперь наделить свое создание своим именем, Юпитер запретил и потребовал, чтобы тому обязательно дали его имя. Пока «Забота» и Юпитер спорили об имени, поднялась также и Земля (Tellus) и пожелала, чтобы слепленному было наложено ее имя, поскольку она ведь все же наделила его своим телом. Спорящие взяли Сатурна судьей. И Сатурн им выдал следующее, по-видимому, справедливое решение: Ты, Юпитер, поскольку дал дух, при его смерти должен получить дух, а ты, Земля, поскольку подарила тело, должна получить тело. Поскольку, однако, «Забота» первая образовала это существо, то пусть, пока оно живет, «Забота» им владеет. Поскольку же об имени идет спор, то пусть существо называется «homo», раз оно сделано из humus (земли)».

Эта басня, по моему разумению, поможет понять, что родители лишь сформировали «кусок глины», а не вдохнули новую жизнь в тело своего ребенка. Тело без сознания не будет являться человеком, жизнь в теле появляется вместе с сознанием. Когда появляется сознание в теле объясняет учение о карме. Учение о генетике не может объяснить почему человек в коме, то есть находящийся глубоко без сознания, если в теле искусственно не поддерживать жизнедеятельность органов, погибает.

У тибетцев есть древняя книга, которая называется «Книга мертвых» ("Бардо Тёдол"). Считается, что эта книга исходит из древнетибетского учения бон. Книга состоит из трёх частей. В первой части («Чигай Бардо») описаны психические явления в момент смерти; во второй («Чёнид Бардо») части описано состояние сразу после смерти и, так называемые, «кармические видения»; в третьей («Сидпа Бардо») части описывается возникновение инстинкта рождения и явления, предшествующие новому рождению.

«Книга мертвых» - это не описание погребального обряда, а наставления умершему каким образом в состоянии Бардо реализовать главную цель духовной эволюции – освободиться от страданий «колеса Самсары» - череды рождений и смерти. «Книга мёртвых» говорит о первичности души (сознания, ума), что крайне важно, ибо это единственное, в чём жизнь нас не убеждает.

И, вот, душа в Сидпа бардо. Если ее карма ей позволяет, то она идет на новое рождение в теле человека. Душа очаровывается совокупляющимися парами мужчин и женщин, ее притягивают те пары, которые по ее карме подходят для нее, как родители. Если душе по ее карме предстоит родиться мужчиной, то она воспылает страстью к своей будущей матери. Если душе по карме предстоит родиться женщиной, то она воспылает страстью к своему будущему отцу. И эта страсть влечет душу в новое рождение.

В Сидпа Бардо умерший, не сумевший усвоить смысл поучений двух первых частей «Книги мертвых», «Чигай Бардо» и «Чёнид Бардо», становится жертвой своих сексуальных фантазий и прельщается видениями соединяющихся любовных пар. Наконец, одно из материнских чрев улавливает его и вновь рождает в этом мире.

«Как и следовало ожидать, в действие вступает эдипов комплекс. Если карма умершего такова, что он родится мальчиком, то он влюбится в свою будущую мать и возненавидит отца, и наоборот, будущая девочка почувствует влечение к тому, кто станет её отцом, и отвращение к матери.

Европеец проходит эту специфически фрейдистскую область, когда с помощью психоанализа извлекается на свет содержание его бессознательного, но он движется при этом в обратном направлении — от детских сексуальных фантазий к материнскому чреву.

В кругах психоаналитиков была высказана гипотеза, что главная психическая травма обусловлена переживаниями в момент рождения; более того, психоанализ пытается восстановить воспоминания о внутриутробном периоде существования. К несчастью, европейский ум достигает на этом своего предела. Можно, казалось бы, ожидать, что психоанализ Фрейда успешно проникнет в область так называемых внутриутробных переживаний и пойдёт дальше; произойди это — и психоанализ покинул бы область Сидпа и проник в низшие слои Чёнид.

Однако, опираясь на современные биологические представления, это рискованное предприятие не может увенчаться успехом: основанной на нынешних научных предпосылках философской подготовки для этого явно недостаточно.

Если бы путешествие всё-таки удалось продолжить, это наверняка привело бы к постулату о предутробном существовании (т. е. о подлинном существовании в области Бардо) при условии, что удалось бы обнаружить какой-нибудь след этого существования.

Как известно, далее чистых гипотез относительно внутриутробного опыта психоанализ не продвинулся; даже пресловутая «травма рождения» обернулась обычным трюизмом вроде того, что «жизнь — это болезнь с неблагоприятным прогнозом, ибо исход её всегда фатален» (К.Г. Юнг «Психологический комментарий к «Тибетской книге мертвых»).

Когда западный человек слышит слово «психологический», для него это всегда звучит, как лишь «психологический». Для него «психе» (душа) что-то досадно малое, нестоящее, личное, субъективное и еще много подобного в том же духе. И возникают различные фантазии на тему работы с родом как с причиной проблем. По поводу всяких фантазий хорошо написал В. Пелевин в своей книге «Тайные виды на гору Фудзи»: «Дело в том, что мы живем не в «мире», не в «пространстве» и не во «времени», не среди ощущений и переживаний – мы живем в нарративе, в сказке. Мало того, мы не просто живем в нем, мы сами тоже нарратив. И даже высокодуховные граждане, думающие, что живут в «здесь и сейчас», на самом деле живут в нарративе «здесь и сейчас».

Подытожим сказанное. У каждого человека своя карма. Несомненно, родители, закладывая свое семя, являются причиной рождения организма, состоящего из костей, мяса и крови. Рождая плоть, дают ли родители этой плоти сознание, ум? Плоть может родить сознание? Человека делает человеком его сознание, то, что познает, переживает, делает плоть дееспособным. Здесь роль родителей опосредованная, нет никакой прямой причинно-следственной связи. По «Тибетской книге мертвых» душа, идущая на новое рождение, выбирает себе родителей. Выбором родителей регулируется кармой. Карму можно сравнить садом, где семена прошлых деяний дают свои плоды. Несут ли родители ответственность за прошлые деяния своего ребенка?

Видимо, те, кто работает с родом в целях улучшения состояния себя в настоящем, считают, что родители виноваты являются причиной их проблем в жизни.

Есть такая научная теория, «Теория функциональной системы», П.К. Анохина. По этой теории функциональная система возникает на основе результата предыдущих функциональных систем. Хорошая теория, универсальная, в своем роде. Эта Теория работает и с такой функциональной системой, как карма, и с такой функциональной системой как семья, и с такими системами как родители, братья, сестры, друзья и т.д. Только нужно выбрать правильные структуры. Вот, в функциональных системах участвуют множество элементов организма. Множество элементов одного организма. Одни и те же элементы могут входить во множество функциональных систем. То, что одни и те же элементы входят в разные функциональные системы, не говорит о том, что эти системы выполняют одну и ту же функцию и достигают одну и ту же цель. Цель у каждой такой системы разная в зависимости от потребности. Регулирует потребностью сознание. Хотя, с научной точки зрения, регулирует потребностью плоть, нервная система. В крайнем случае могут мимоходом упомянуть про психе, но и то не точно, так как психе (душа) вне относительности.

P.S. Вообще, для улучшения себя в настоящем через род работать можно. Можно потратить много сил и не достичь нужного результата. Все эти выкрутасы с родом, на мой взгляд, это от страха признать свои недостатки, исходящие из инфантильной жизненной позиции. Но можно получить негативный результат. Для умерших нужна молитва. Знать свой род для вознесения каждому умершему молитву - это благо. За все остальное могут наступить последствия. Например, мочекаменная болезнь. Никого не отговариваю от работы с родом, но имейте ввиду, все эти "я делаю в состоянии присутствия, в состоянии ВУ и т.п." могут быть нарративом "я делаю в состоянии присутствия, в состоянии ВУ"