Мой рассказ не вышел в финал конкурса ФЛР блиц.
Расстроенная отзывами, посылать в "Прочитано" его я тоже не решаюсь.
Поэтому пусть он висит себе здесь. В челлендже 50 рассказов он - сороковой!)
-------------------------------------
Тараканы
Астронавт Чжан Сунь привез на лунную станцию таракана.
В то время как остальные обитатели базы – индиец Амит Пандит и русский Иван Найденов – вовсю обсуждали с ЦУПом возможность развернуть на Луне программу «Биосфера-3» (тройка в названии смущала многих отсылкой к неудачному проекту американцев прошлого века) – Чжан Сунь, как и большинство китайцев, подошел к делу практически.
Собираясь к вылету, он спрятал в рукавице скафандра почти невесомый спичечный коробок с – как выяснилось позднее – беременной самкой тараканов обыкновенных, китайских, особо живучих. Старт шаттла и дорогу до спутника Земли она перенесла без каких-либо проблем.
Одно усатое насекомое быстро превратилось в десяток, расползшийся по всей базе, и Найденов с тоской вспоминал древнюю бабушкину кухню, в которой точно так же, как нынче в столовом отсеке базы, шныряли черно-серые твари – и давился тошнотой, обнаружив на четвертом десятке жизни удивительную брезгливость, которой в себе и не подозревал.
Амит поначалу отнесся к явлению равнодушно – но и его сразил приступ отвращения к насекомым, когда одно из них вылезло погреться на солнышке… с внутренней стороны шлема скафандра. Найденов даже признавался позднее, что некоторые санскритские выражения слышал впервые и хотел бы записать, не повторит ли их уважаемый Пандит?
Уважаемый Пандит вместо этого посвятил себя поискам способа избавиться от таракашек.
В условиях пониженной гравитации насекомые приобрели невиданную прыть, и перебить их по одному – что казалось поначалу хорошей затеей – не было никакой возможности. Ничего похожего на отраву для насекомых на станции не водилось за ненадобностью (уже устаревшей), а Земля нашла явление тараканов миру отличной тестовой ситуацией. «Проверим воздействие космических лучей на насекомых», - предлагали они как решение проблемы.
В этом ей немало помогли многословные оправдания Чжан Суня, «со всем уважением» сообщавшего, что начинать проверку выживаемости насекомых на Луне лучше всего с самых живучих особей. «Предки одобрили бы», - стало его самым частым аргументом.
Время шло, колония тараканов разрасталась, к проекту присоединился канадец Мэтью Бейс, который, заранее узнав о проблеме, поразившей Лунную станцию, привез контрабандой особый порошочек, которым отпугивали тараканов его друзья-индейцы. На круглой физиономии Чжан Суня этот порошочек вызвал настолько презрительную гримасу, что Найденов пожалел, что не смог притащить на Луну свой любимый смартфон – фоточка вышла бы та еще.
Стоит ли говорить, что порошочек никак не подействовал?
Впрочем, это не совсем правда. Амит Пандит, случайно лизнув его, после двое суток маялся животом. Мэтью краснел, Мэтью бледнел, Мэтью каялся… Мэтью смеялся тайком в отсеке релаксации.
Тараканов становилось все больше и больше. Уговорить Землю прислать вместе с новыми блоками для расширения станции какую-нибудь эффективную отраву разбивались о мнение ЦУПа «это все китайский эксперимент, не стоит обижать китайцев».
Шутка ли, станция на три четверти строилась на деньги китайцев. Конечно, Земля перед ними заискивала.
Когда Чжан Суня на посту станции сменил его сородич Хуан Ван, привезший с собой дюжину термитов, Найденов взбунтовался.
- Я не хочу находиться на одной территории с китайцами! – орал полушепотом он по секретному каналу связи, запершись в туалете. – От них одни проблемы! Что если термиты прогрызут перегородку? Декомпрессия на Луне – ничем не лучше декомпрессии в открытом космосе!
Начальство юлило, начальство успокаивало, начальство заискивало – Найденов был опытнейший сотрудник, если бы он вместо ора по секретному каналу запостил бы описание ситуации в собственном блоге, общественность бы взбунтовалась. Бунт обитателей интернета в наш-то 2033 год даже космической программе грозил серьезными неприятностями.
- Термиты безобидны, - наконец, вытирая пот со лба, провозгласил Николай Пономарев, с которым говорил Найденов. – Я постараюсь включить средство от тараканов в следующую поставку, но вы же знаете, как это дорого…
Найденов знал. Эксперименты, в конце концов, продвигали китайцы.
Связь оборвалась, Иван вышел из туалета, встретился взглядом с побледневшим за последние месяцы Амитом и покачал головой. Разрешить ситуацию миром не удавалось.
«Хорошо же», - подумал Найденов про себя. – «Поступим дедовскими способами».
Следующие две недели он провел, шерстя интернет, работающий на Луне с перебоями и прилично захламленный. Дедовские способы борьбы с тараканами поражали… изощренностью.
Приманить насекомых на запах… дыни! Арбуза! Откуда все это богатство возьмется на Луне? Если уж химическую отраву начальство отказалось переправлять, то и это…
Но в одной статье утверждалось, что тараканы любят запах вяленого мяса. В последней поставке как раз было несколько банок вяленой говядины, и Иван щедро выложил кусок поароматнее из личного рациона на тот самый странный угол рядом с туалетом, конструкционная необходимость которого озадачивала всех обитателей станции с момента ее постройки.
Обмазал лучшим космическим клеем и принялся ждать.
Первый таракан появился в поле зрения Ивана через десять минут и уверенно, не обращая ни малейшего внимания на присутствие человека, ринулся на штурм говяжьей крепости.
Да так и прилип. Ловушка работала!
На мгновение Ивану показалось, что насекомое издало ультразвуковой писк – в ушах отчетливо затрещало – но он не стал придавать этому значения.
Прошло еще десять минут. И еще. И еще. Плененный таракан уже перестал дергаться, а новые все не прибегали и ловиться на говядину отказывались.
- Что ты тут делаешь? – раздался из коридора голос Хуан Вана.
- Тараканов ловлю! – спокойно ответил Иван. Как и любой астронавт, он обладал характером нордическим, выдержанным. Несмотря на всю неприязнь к разводящим грязь и хаос на станции китайцам, внешне неодобрения он не показывал.
- Зачем? – поразился Хуан Ван и склонился над самодельной ловушкой. – Они же чувствуют смерть сородича! Нужно не так.
- А как тогда их уничтожить? – заинтересовался Иван. Может быть, народная китайская мудрость позволит не только заполонить вредителями космический объект, но и очистить его от них же?
- Да все нормально, - похлопал Ивана китаец по плечу. – Термиты разберутся с проблемой тараканов за пару недель. Они же враги в дикой природе, не знал?
Иван почувствовал, что лунное притяжение внезапно стало действовать сильнее на нижнюю челюсть.
- А что потом? Они так же прогрызут себе путь наружу? – с некоторой агрессией переспросил Иван.
Хуан Ван почесал в затылке с отчетливым смущением.
- Вообще-то… моя старшая сестра специализируется на уничтожении насекомых… она мне дала в дорогу вот это…
Китаец вытащил из кармана коробок размером дюйма полтора в диаметре. На коробке красовались какие-то неизвестные Ивану иероглифы.
Через десять дней проблема насекомых на станции была решена.
Ненадолго: на смену Хуан Вану прилетел Сюань Лин, додумавшийся притащить с собой муху…