Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Ренессанс и Готика для князя Святополк-Четвертинского от архитектора-самородка Петра Бойцова

Про Петра Самойловича Бойцова я уже рассказывал не раз, показывал его прекрасные строения. Ученик рисовальной школы в отношении к искусствам и ремеслам, не имевший архитектурного образования гениальный самоучка, он возводил в Москве такие известные дома, как доходный дом Нейштадта на Ордынке, особняк Берга в Денежном переулке и доходник на Спиридоновке. Кроме этого, он много потрудился в Нижнем Новгороде и Киеве. Не имея диплома и официального разрешения на строительные работы, он приглашал других мастеров, чтобы те улаживали юридические тонкости и ставили свои имена под документами. Вот и здесь Петр Бойцов сыграл роль архитектора и дизайнера, а непосредственно строительством занимался Адольф Гекторович Венсан, имевший на то все необходимые дипломы и лицензии. Эта примечательная работа Берга расположилась на Поварской улице совсем рядом с особняками Шлосберга и Ивана Миндовского. И это – любимая Бойцовым… …Эклектика для князя Святополк-Четвертинского То был древний род, восходящий к са
Оглавление

Про Петра Самойловича Бойцова я уже рассказывал не раз, показывал его прекрасные строения. Ученик рисовальной школы в отношении к искусствам и ремеслам, не имевший архитектурного образования гениальный самоучка, он возводил в Москве такие известные дома, как доходный дом Нейштадта на Ордынке, особняк Берга в Денежном переулке и доходник на Спиридоновке.

Кроме этого, он много потрудился в Нижнем Новгороде и Киеве. Не имея диплома и официального разрешения на строительные работы, он приглашал других мастеров, чтобы те улаживали юридические тонкости и ставили свои имена под документами.

Вот и здесь Петр Бойцов сыграл роль архитектора и дизайнера, а непосредственно строительством занимался Адольф Гекторович Венсан, имевший на то все необходимые дипломы и лицензии.

Эта примечательная работа Берга расположилась на Поварской улице совсем рядом с особняками Шлосберга и Ивана Миндовского. И это – любимая Бойцовым…

…Эклектика для князя Святополк-Четвертинского

То был древний род, восходящий к самому Рюрику, соединивший в себе русские, литовские и польские корни; с одной стороны идущий от Святополка Изяславовича, с другой – от турово-пинских князей родом из местечка под названием Четвертня в Волыни. Впрочем, некоторые в последнее время много усилий кладут на то, чтобы опровергнуть рюриковское происхождение.

Странно ли это? Да и в этом ли дело? Оставим исследования и выводы на совести исследователей».

-2

Особняк для Бориса Владимировича, внука обер-шталмейстера Бориса Антоновича Святополк-Четвертинского, героя Наполеоновских войн, у Бойцова вышел похожим на старинный рыцарский замок, напоминающий деталями отчасти французский ренессанс, отчасти барокко, а местами и готику.

-3

Более всего готические мотивы, правда, проявились во внутреннем убранстве и интерьерах дома. По большей части все внутри было отделано деревом – и потолки, и стены, и роскошный наборный паркет.

(Приведу несколько фото из Сети, покажу, как выглядит особняк внутри.)

Особенной жемчужиной в усадьбе был и остается двухуровневый «Дубовый зал» с высоченными окнами, декором из мореного дуба, китайскими вазами и часами у входа.

Всего один раз я побывал в этом особняке по работе около пяти лет назад и очень жалею, что не сохранил собственных фото с того дня. Но до сих пор помню великолепную извилистую лестницу из полированного дерева, камин и резьбу по обшивающим стены панелям.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Всю мебель и все элементы декора создавали по личным эскизам Бойцова. А изготовила их знаменитая в те годы мебельная фабрика Петра Александровича Шмидта, с которым Бойцов состоял в родственной связи – был женат на его сестре.

Кстати, Петр Самойлович уже сотрудничал с князем. В 1884 году строил для него усадьбу в районе нынешнего Рублево-Успенского шоссе, и спустя три года после этого у заказчика просто не возникало других кандидатур, кого бы пригласить для постройки нового дома.

-6

Собственно, особняк прекрасен не только изнутри, но и снаружи. Вход заглублен под величественной сводчатой сенью, к которой примыкает изящная кованая решетка. Рустованные, оформленные в стиле Генриха Четвертого фасады затейливы по форме, имея не слишком много прямых углов, весь облик дома – граненый, затейливый и необычный, как и положено в эклектике (6 фото).

Даже щипцовая крыша в разных своих частях имеет разную форму и высоту – благодаря тому, что отдельные участки дома различаются по высоте.

-8

Раньше фасады украшал герб Святополк-Четвертинских с княжеской короной, а позднее герб следующих владельцев дома – графов Олсуфьевых, которым…

…Наследники князя продали дом в конце 1890-х годов

Сейчас от гербов остались лишь пустые медальоны с барочными волютами-завитками на уровне мансарды (4 фото).

Покупательницей дома Святополк-Четвертинских стала статс-дама императрицы Марии Федоровны (супруги Александра Третьего), графиня Александра Андреевна Олсуфьева. Имеются, кстати, не то подлинные сведения, не то устные предания о том, что в этом особняке бывал и сам Александр Третий.

Но достоверно известно, что здесь временами гостил поэт Афанасий Фет, друг семьи графини. И даже посвятил ей один из стихов:

В смущеньи ум, не свяжешь взглядом,
И нем язык:
Вы с гиацинтами — и рядом
Больной старик.
Но безразлично, беззаветно
Власть вам дана:
Где вы царите так приветно —
Всегда весна.
(Афанасий Афанасьевич Фет – графине А.А. Олсуфьевой при получении от нее гиацинов)

Муж ее, Алексей Васильевич Олсуфьев, кавалерийский генерал, что любопытно, запомнился не как военачальник и бравый кавалерист, а как писатель, филолог и щедрый благотворитель.

-10

Неудивительно и во многом символично, что когда особняк национализировали, он некоторое время послужил Отделу детских учреждений, а с 1932 года по инициативе Максима Горького в нем расположился Центральный дом литераторов.

Возможно, именно благодаря этому особняк не разграбили, бережно сохранив его убранство.

-11

Сегодня же в нем устроен довольно-таки пафосный ресторан. Забавно, что мне довелось в нем поработать в качестве художника по свету, но ни разу не бывал здесь в бытностью свою членом Российского союза профессиональных литераторов. Впрочем, это к делу не относится. :)

-12
«Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом»

И снова, как видите, и литераторы, и ресторан. Хотя и далек весьма особняк Святополк-Четвертинского от Бульварного кольца, здесь гораздо ближе к кольцу Садовому, но существует мнение, что именно об этом доме думал Михаил Булгаков, изобретая свой знаменитый МАССОЛИТ. Или не совсем «изобретая», а преобразуя в него существовавший и существующий в действительности Московский союз литераторов, отметивший в прошлом году свое девяностолетие. Правда, тот располагается на Большой Дмитровке.

-13
Особняк Святополк-Четвертинского, ЦДЛ, культурный центр, Поварская ул., 50/53с1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.

Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!