Найти тему
Живая Средняя Азия

Кто жил до узбеков в Узбекистане?

Не является секретом, что современное название узбекского народа имеет относительно недавнее происхождение. Так себя именовали кочевники восточной части Золотой Орды в честь Узбек-хана, обратившего свое государство в ислам. В 16-м столетии они завоевали владения Тимуридов в Средней Азии, основав три государства с узбекскими династиями.

Но местному населению, которое было иного происхождения, они своего имени не передали. Как и во многих восточных странах, местные жители не нуждались в общем самосознании и отдавали предпочтение религиозному или территориальному единству. Люди называли себя по месту проживания – самаркандцами, ташкентцами, бухарцами. Или же, если имели ввиду нечто большее, то звались тюрками или мусульманами.

Лишь в 20-м веке, когда советская власть решила слепить из жителей трех среднеазиатских ханств один народ, вспомнили об ордынских узбеках-кочевниках – группе племен кипчакского происхождения, близкой к казахам.

Тем не менее, задолго то вторжения Чингизидов Золотой Орды в Мавераннахр, здесь существовало если не политическое, то культурное единство. Основную массу оседлого тюркского населения составляли горожане и селяне, имевшие сходный образ жизни и близкую культуру. Они говорили на языке карлукской группы, который в средние века именовали чагатайским, а сейчас предпочитают называть староузбекским.

Их история теряется во мгле веков, но уже тысячу лет назад они стали отдельным народом, отличающимся от каждого из своих соседей – даже несмотря на то, что своей общности эти люди не осознавали. Как ее не осознавали жители Киевской Руси или же Французского королевства при Капетингах.

Тем не менее, они поселились здесь далеко не первыми. Кое-кто появился в этом месте задолго до них. И, чтобы из жгучей смеси племен и народов возникли узбеки, должны были пройти сложные и долгие процессы взаимодействия и ассимиляции.

Кто же жил до узбеков в Узбекистане?

Бактрийско-Маргианская цивилизация - оранжевым, андроновцы-индоарии - красным, индские полисы - оттенки фиолетового и синего
Бактрийско-Маргианская цивилизация - оранжевым, андроновцы-индоарии - красным, индские полисы - оттенки фиолетового и синего

Ну, если забыть о древнейших человеческих популяциях охотников и собирателей, то первая цивилизация в данном регионе относится ко времени возникновения Бактрийско-Маргианского археологического комплекса. Он существовал приблизительно в 4,2-3,7 тысячелетий тому назад. Хотя крайняя верхняя и крайняя нижняя точка являются спорными.

Это были потомки тех групп, которых ученые называют анатолийскими земледельцами. 10 тысяч лет назад и позднее на территории нынешней Центральной и Восточной Турции возникли первые в истории земледельческие поселения – Чатал-Хююк, Гебекли-Тепе, Невалы-Чори, Хаджилар и другие.

Из-за ведения экстенсивного сельского хозяйства со временем они столкнулись с дефицитом пахотной земли. Поскольку при переселении на север и юг менялся климат, приходилось возделывать другие растения и менять производственные технологии, наиболее разумно для них было расширяться на запад и восток, в пределах одной географической широты.

Со временем они дошли до Средней Азии и отправились дальше. К моменту появления письменности крайней западной областью проживания этой группы было древнее государство Элам, расположенное в Иране. Крайней восточной – города-государства Хараппа и Мохенджо-Даро на реке Инд. Сейчас потомки этих людей составляют народы дравидского круга, которые живут на самом юге Индии и, мелкими анклавами, в Северной Индии и Пакистане.

Современные дравидские народы
Современные дравидские народы

Проблема для них состояла в том, что эти люди знали поливное земледелие, но не ведали организованной ирригации. А потому в ходе глобальной засухи 4,2 тысячелетия назад их цивилизация постепенно пала. Протодравиды медленно отступали на юг, где из-за регулярных муссонов климат был более влажным.

Бактрийско-Маргианская земледельческая культура пришла в упадок, ее население вымерло или ушло. Те, кто остался, в последующие столетия были поглощены вторгшимися из степной зоны Евразии кочевниками индо-ариями. Их основная масса отправилась в Индостан и Иран, но кое-кто остался в Средней Азии.

После того, как закончились очередные «темные века», тут возникло три главных политических центра. Это были древние Хорезм, Бактрия и Согдиана. В них жили восточно-иранские народы, которые представляли из себя нечто среднее между западными иранцами (персами и мидянами) и многочисленными скифскими племенами степи.

Греческие историки во времена Александра Македонского упоминали, что на тот момент эти народы являлись полукочевниками, что дало им высокую мобильность и привело к развитию торговли на Великом шелковом пути. Особенно в этом плане отличились согдийцы. Тем не менее, было здесь и эффективное земледелие – в это время здесь впервые появляются и совершенствуются сложные оросительные системы.

Экспансия македонцев не привела к значительному изменению этнического состава населения. Равно как и последующие вторжения тех или иных скифских групп, которые были близкими родственниками местных жителей. Индийские державы и Персидская империя тоже оставили здесь только культурный след.

Сатрапии Персидской империи Ахеменидов. На востоке - Согд, Хорезм, Бактрия
Сатрапии Персидской империи Ахеменидов. На востоке - Согд, Хорезм, Бактрия

Но в 6-м веке, во время становления Тюркского каганата, в политически раздробленной Средней Азии появляются первые княжества, где у власти стояли кочевые кланы и тюркские правящие роды. Парадоксальным образом, арабо-мусульманское завоевание приток тюрок не уменьшило, а усилило. Аравитяне после нескольких веков территориальной экспансии утратили свою воинственность и стали опираться на отряды тюркских воинов-рабов, котиорых называли гулямами.

Карлукские племена, главные предки современных узбеков (если не в этническом, то в языковом плане), присутствовали к северу от будущего Узбекистана уже в середине 8-го века. В 751-м году в знаменитой Таласской битве они решили ход сражения, изменив своим союзникам-китайцам и перейдя на сторону арабов.

Столетием позже возникла Караханидская держава, которая уже владела оседлыми регионами в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Это была первая тюркская страна, которая приняла ислам, перешла к оседлости и приступила к ассимиляции здешних иранцев.

Пусть она вскоре уступила место новым империям, ее население никуда не делось. Начались процессы этнической консолидации, которые привели к формированию узбекского народа. Условной точкой отсчета его появления многие историки считают 1000-й год.

-5

Тем не менее, прежнее иранское население до конца не исчезло, и никогда не было полностью ассимилировано тюрками. Потомки хорезмийцев, согдийцев и бактрийцев стали таджиками. Но их область проживания была сильно рассечена и разделена между Бухарой и Самаркандом, древними согдийскими городами; предгорьями Памира – это нынешний Таджикистан; и северной частью Афганистана, где в стародавние времена находилась Бактрия.