Ходил я тут смотреть новый почти российский электромобиль Эволют, уж очень интересны были современные новые технологии, но пока решил воздержаться от покупки. Не потому, что электромобиль плохой - нет, он как раз вполне отличный. Основная причина - сейчас все новые авто неадекватно дороги, поэтому решил повременить, да и под мои задачи больше подходит другая модель.
Рекламировали цену в 1 миллион 990 тысяч рублей за новую машину, но это если берешь по акции и в кредит. Акция уже закончилась, но программа господдержки всё еще работает. За наличку - минус программа господдержки, покупай за три лимона. В кредит - вроде цена получается 2млн 300 тысяч, но попадаешь на проценты и автокаско. В лизинг - нельзя.
Главный минус электромобилей - ограниченный запас хода с одного заряда. И если заявленный пробег например, Ниссан Лифа с одной зарядки - 240 км, а Эволюта - 420 км, то надо понимать что это под горку и при попутном ветре, без перегазовок и не быстрее 90 км/ч. В городских условиях этот заявленный пробег можно смело умножать на 0,7-0,8, а в тяжелых условиях низких сибирских температур - вообще делить на два. Увеличение ёмкости батареи приводит к удорожанию всей конструкции, поэтому производители электричек пока не гонятся за увеличением пробега "народного электромобиля", а пытаются подобрать оптимальную. Производители Эволюта надеялись на спрос со стороны таксопарков, но там нужен гарантированный пробег не менее 300, а лучше более 400 километров в день, поэтому таксопарки пока меняют убитые фольксвагены на китайский аналог джетты - Jetta VA-3.
С сегодняшними новыми как автомобилями, так электромобилями - есть проблема с поставкой запчастей. Всё привезут, если случилась авария, всё поменяют, не проблема. Но ждать придётся около полутора месяцев. Это, наверное одна из основных причин, почему я пока воздержался от перехода на китайскую электричку.
Сами по себе батареи имеют тенденцию к деградации - даже если её не убивать специально, через 500 циклов литий-ионная батарея Эволюта начнет терять ёмкость, и к 900 циклам залить энергии в Эволют получится только 80% от того, что можно было залить в новый электромобиль. Утилизация электромобильной батареи - на самом деле не такой страшный чёрт, как его малюют - бывшую в употреблении электромобильную батарею оторвут с руками под другие задачи (повербанк для частного дома на автономной энергии, либо раздербанить пять батарей и собрать из целых ячеек четыре с ёмкостью как у новой и продать тем же владельцам электромобилей как восстановленную). Но поскольку новая батарея стоит около половины всего электромобиля - вопрос рентабельности окончательно непонятен.
Китайцы сейчас выпускают совсем лютые батареи для своих электричек - Литий-феррум-фосфатные. Такую батарею убить можно за три-четыре тысячи циклов "заряд-разряд", тут кузов сгниёт быстрее. Однако для наших холодных условий такая батарея может не совсем подходить - литий-феррум-фосфатная еще более требовательна к температурным режимам, чем литий-ионная. В российском Эволюте с проблемой температур отлично справились - доработали мозги машины, и батарея при любой температуре за бортом поддерживает оптимальную температуру для своей жизни - летом себя охлаждает, зимой греет, но опять же - на это дополнительно расходуется заряд.
Стоимость эксплуатации электромобиля вроде как обходится дешевле, чем эксплуатация бензинки, но тут зависит от цены на электроэнергию на зарядных станциях. На медленных зарядках она может стоить столько же, сколько и у вас дома, а вот на быстрых - втрое дороже (пока быстрых в нашем городе мало - заправляют по обычной цене, но опыт других городов говорит однозначно - быстрые зарядки обязательно подорожают). Пересчитываем всё в рубль-километры на примере Эволюта: расход на сотню 13,5кВт, стоимость киловатта от 5 до 15 рублей, и получаем в итоге, что километр пробега электромобиля будет обходиться нам в сумму от 0,67р/км до 2р/км, что дешевле что у бензинок, но сравнимо с автомобилем, переоборудованным на газ (у меня как раз такой, стоимость километра 2.70р). Если же учесть повышенный расход в зимних условиях - то стоимость километра пробега на электричке может оказаться и выше, чем у бензинки. Правда, есть и другой положительный нюанс - остальное обслуживание электромобиля стоит копейки, по сути раз в 15-20 тысяч надо там менять масло в редукторе, ни тебе замены ГРМ, ни замены масла и фильтров в двигателе и коробке.
Собственно, инфраструктура зарядных станций - в моём городе её активно развивают, тут владельцам электричек жаловаться не придётся. Обещают увеличение количества именно быстрых зарядных станций, где можно заливать до 75кВт за час. 30-40 минут - и средний электромобиль заряжен на 80%. С загородной инфраструктурой всё пока печально, но со временем зарядные сети разовьются и там.
Цена топовых электромобилей пока еще совсем заоблачная, но топовые модели уже во всех отношениях лучше бензиновых - у некоторых китайских моделей разгон до сотни за три секунды, заявленный пробег с одного заряда составляет 600-700км и больше, столько даже при большом желании за день сложно накатать. Хотя один раз я за день проехал на своей машине 1150 км от Иркутска до Красноярска, но на такие подвиги больше меня не тянет)
Заряжаться от солнечных батарей или всяких других альтернативных источников - на самом деле дороже, чем от домашней сети. А от розетки из дома или даже в гараже - не всегда получится из-за требуемых нагрузок. Чтобы заливать в машину дома по 7 киловатт в час (на всю зарядку потребуется 8 часов) - нужна линия, которая будет держать 32 ампера. А ежели энергетики увидят свисающий к электромобилю кабель с пятого этажа - вам неслабо от них прилетит, ибо не положено так. Свою зарядную станцию покупать слишком накладно - если медленная обойдется вам в пару сотен тысяч, то быстрая зарядная станция стоит от полутора миллионов и выше, что сравнимо со стоимостью электромобиля.
Что может спасти ситуацию и сделать переход на электротранспорт более массовым? В первую очередь, снижение стоимости лития - основного компонента всех батарей. Несмотря на сложности его добычи, аналитики прогнозируют пик цен на литий в 2023 году, за которым пойдёт дальнейшее снижение. Второе - развитие сети зарядных станций. Третье - бесперебойная подача запчастей дилерам. Но согласитесь - при всех текущих минусах эксплуатации электричек - они уже выглядят вполне привлекательно. Вангую - переход на электротранспорт случится у нас в течение ближайшего десятилетия.