И как это сказалось на итоговых оценках и отношении к «захейченным» проектам
Сегодня мало проектов, которые бы уже на старте не подвергались публичной «порке» со стороны игроков. Но будем откровенны – у геймеров есть не так много способов как-то «наказать» разработчиков. Ревью-бомбинг (с англ. – бомбардировка обзорами) – один из них, причем, наверное, самый эффективный. Заслуживает разработчик эту «бомбежку» или речь идет про субъективный хейт – это уже другой вопрос.
Как вы уже поняли, сегодня мы перечислим игры, которые столкнулись с этим «бомбингом» в 2023 году. Здесь, правда, важно отметить, что в медиа не принято разделять ревью-бомбинги как спланированную акцию и как просто массовую возмущенную реакцию игроков по совершенно объективным поводам. Поэтому в сегодняшнем материале мы рассмотрим случаи, когда негодование геймеров было связано не только с техническим состоянием игры, но и с чем-то еще.
А заодно посмотрим – как на этот «хейт» отреагировали разработчики, и как все это сказалось на итоговых оценках игры. Получилось ли у геймеров продавить свою позицию? Поехали!
Total War: Warhammer 3: DLC Shadows of Change
Причина: слишком высокая стоимость
Политика выпуска дополнений к серии Total War: Warhammer 3 и раньше у многих вызывала вопросы. К каждой части выходило огромное количество DLC, добавляющее персонажей и дополнительные кампании. В итоге, чтобы получить «самую полную версию», требовалось выложить очень приличную сумму денег.
Однако с дополнением Shadows of Change к Total War: Warhammer 3 аппетиты разработчиков из Creative Assembly и издателя Sega выросли еще больше – за него они запросили 25 долларов, то есть примерно половину стоимости самой игры. Напомним, что «Тень перемен» добавила трех новых легендарных лордов, новые механики сюжетной кампании и виды юнитов. Вот только игроки не стали безропотно платить за все это 25 баксов и начали «бомбить» DLC в обзорах. В итоге в Steam у дополнения оказалось лишь 25% положительных отзывов. Впрочем, издатель не «прогнулся» под волну хейта и оставил ценник прежним.
Оценка на Metacritic: пока отсутствует
Отзывы в Steam: в основном отрицательные
Mortal Kombat 1
Причина: блокировка игроков из России и Беларуси
Здесь речь идет про локальный ревью-бомбинг. Все уже наверняка слышали, что серверы игры официально не работают для пользователей из России и Беларуси – без смены DNS или других «танцев с бубном» подключиться к ним просто не получится. Разумеется, отечественные и белорусские игроки расценили это как дискриминацию и начали снижать оценку перезапуску известного файтинга.
Впрочем, предпринимать какие-то шаги навстречу нашим геймерам создатели МК пока не стали.
Оценка на Metacritic: 84 балла из 100 у критиков и 6.1 из 10 у игроков
Отзывы в Steam: в основном положительные
Starfield
Причина: эксклюзивность и состояние игры
Новый релиз Bethesda на запуске вызвал массу споров у геймеров. Кому-то он понравился, но многие отмечают не самую передовую графику, осуждают отсутствие возможности самостоятельно летать на разные планеты (привет, экран загрузки), сломанные анимации лиц NPC, а главное – слишком большую схожесть с предыдущими проектами разработчика.
Однако ревью-бомбинг был связан совсем с другим. После сообщения о том, что на Xbox Series X эксклюзив Microsoft запустится лишь при 30 фпс, обладатели Playstation сговорились и начали занижать релизу оценки, ратуя за то, чтобы Starfield вышел и на их консоли – в их понимании в 60 фпс.
Стоит ли говорить, что на такой шаг Microsoft пойти не пожелала, так что желаемого «сонибои» не получили.
Оценка на Metacritic: 86 баллов у критиков и 6.6 у игроков
Отзывы в Steam: в основном положительные
Overwatch 2
Причина: отмена PvE-режима и агрессивная монетизация
Релиз мультиплеерного МОБА-шутера Activision Blizzard в Steam наделал много шума. Пока игра была доступна к скачиванию только в Battle.net, у игроков не было возможности высказать все, что они думают о поведении компании. А именно – об отмене PvE-режима, ради которого выпуск второй части, собственно, и затевался. В итоге «метелица» зашла в тупик и отменила эту составляющую игры, просто сделав Overwatch 2 бесплатным.
Такая непоследовательность, а также плохая поддержка проекта и более агрессивная монетизация вызвали волну хейта в адрес «близзов». Студия частично признала вину, согласившись с тем, что отмена PvE-режима стала обманом ожиданий сообщества.
Оценка на Metacritic: 79 баллов у критиков и 1.4 у игроков
Отзывы в Steam: крайне отрицательные
Horizon Forbidden West: DLC Burning Shores
Причина: следование повестке
Желание Sony интегрировать в свои эксклюзивы как можно больше повестки нравится далеко не всем. В случае с серией Horizon пика это достигло в дополнении Burning Shores во второй части. Слабый, но жестокий мужской персонаж, крепкая женская «дружба» — все это было вставлено в сюжет в лоб и без затей.
Дальше все проходило по уже знакомому сценарию – вдруг оказалось, что среди геймеров сторонников упомянутой повестки намного меньше, чем обычных людей, которым подобные идеи не близки. И все это предсказуемо вылилось в ревью-бомбинг. Sony, как она всегда и делает, назвала геймеров «токсиками» и гомофобами и заявила, что такие игроки ей не нужны.
Оценка на Metacritic: 82 балла у критиков и 4.4 у игроков
Resident Evil 4 Remake
Причина: отличия от оригинальной игры
Да, даже ремейк четвертого «резика», который игровое сообщество в целом приняло очень тепло, не избежал участи ревью-бомбинга. Негодовали в основном «олды», которые годами играли в старую версию, и просто не приняли некоторые нововведения, которые увидели в ремейке. А также жаловались на вырезанный контент.
Все это, конечно, выглядит спорным, поскольку очевидно, что многие решения из оригинального Resident Evil 4 действительно нуждались в переосмыслении. И, как показывают итоговые оценки, большинству геймеров перезапуск все-таки понравился.
Оценка на Metacritic: 91 баллов у критиков и 7.8 у игроков
Отзывы в Steam: крайне положительные
Skullgirls 2nd Encore
Причина: следование повестке
Это не какая-то большая игра, но в данном случае забавны причины ревью-бомбинга. Популярность файтинга Skullgirls изначально базировалась на объективизации симпатичных женских персонажей. Поэтому, когда разработчики пошли на поводу у повестки и начали их «одевать», игроки на это отреагировали бурно негативно.
А объясняется все это очень просто: сейчас права на Skullgirls 2nd Encore принадлежат издателю Autumn Games. Студия Lab Zero Games, изначально создававшая проект, распалась в 2020 году, так что сегодня игрой занимаются совсем другие люди. Которые, видимо, решили перестраховаться.
Оценка на Metacritic: 82 балла у критиков и 5.4 у игроков (PS4)
Отзывы в Steam: смешанные
А что вы думаете про ревью-бомбинг? Есть ли от него какая-то польза? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!