1,8K подписчиков

История семьи (25): метод поиска церковных записей для родословной

160 прочитали
В поисках сведений о родных при составлении родословной важно постоянно обращаться к метрическим книгам, исповедным ведомостям, ревизским сказкам и клировым записям тех церквей, прихожанами которых...
Таблица Academia-nadezhda: карта, флаг и герб Клинского уезда Московской губернии нач. 19 в.
Таблица Academia-nadezhda: карта, флаг и герб Клинского уезда Московской губернии нач. 19 в.

В поисках сведений о родных при составлении родословной важно постоянно обращаться к метрическим книгам, исповедным ведомостям, ревизским сказкам и клировым записям тех церквей, прихожанами которых были предки, поэтому понятной становится необходимость поиска документов конкретной церкви, поскольку во внутренней политике Российской империи фиксирование важнейших этапов жизни человека (крещение, бракосочетание, соблюдение церковных обрядов, отпевание и др.) являлось исключительной функцией приходской церкви.

Решение подробнее описать все церкви, в которых служили или посещали наши прадеды, вызвано также и тем, что своими статьями мы отдаем должное образцам русской церковной архитектуры, в массе своей уже, у сожалению, не сохранившихся, и той роли, которую сыграли их служители, составившие документы, являющиеся зачастую единственными документальными свидетельствами о прошлом конкретного человека, которыми мы по сию пору пользуемся как бесспорными источниками, помогающими в поисках предков, а для тех, кто, как и мы, занимается, возвращением из исторического небытия своих предков, мы приводим адреса, где найти документы этих церквей.

1. Церковь в Неопалимовском переулке

В своих поисках сведений о прадеде Федоре Флоринском нам было важно найти нужную церковь среди сотен церквей Москвы. Мы начали почти на пустом месте: из рассказов нашей тети Валентины Федоровны Грамаковой, урожденной Флоринской, мы знали, что прадед Федор жил в Неопалимовском переулке Москвы, но не знали в какую церковь ходили родные. О профессии прадеда Российский государственный военно-исторический архив сообщил: "псаломщик Московской губернии", но отчество его мы все еще не знали. Где искать?

Церковь Неопалимая Купина Божьей Матери близ Девичьего поля в Хамовниках. Адрес: Москва, 1-й Неопалимовский переулок. Год утраты: 1930 г. (снесена).
Церковь Неопалимая Купина Божьей Матери близ Девичьего поля в Хамовниках. Адрес: Москва, 1-й Неопалимовский переулок. Год утраты: 1930 г. (снесена).

Тогда, оттолкнувшись от названия московского переулка, где жила семья прадеда, стали искать по старинной карте Москвы. Обратили внимание на Церковь Неопалимая Купина Божьей Матери близ Девичьего поля, утраченную в 1930 году. Обратились к архиву ГБУ "ЦГА Москвы", где хранятся документы этой церкви: церковь Неопалимой Купины БМ близ Девичьего поля (ч. I-III). Фонд № 203, опись № 776 обратились к делам: дело 601 за 1852-1900 гг. части (ч. I, III - 1852-1900 гг. ч. II - 1898-1900 гг.); дело 602 за 1865-1869 гг.; дело 603 за 1870-1879 гг.; 605 за 1890-1894, 1896-1900 гг. Несмотря на отсутствие метрической книги за 1894 год, мы, тем не менее, обнаружили нужные сведения о семье Флоринских:

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечения из метрических документов. ГБУ "ЦГА Москвы", Пречистенский сорок. Церковь Неопалимой Купины БМ близ Девичьего поля (ч. I-III). Фонд № 203, опись № 776 дело 602 и 603".
Таблица Academia-nadezhda: "Извлечения из метрических документов. ГБУ "ЦГА Москвы", Пречистенский сорок. Церковь Неопалимой Купины БМ близ Девичьего поля (ч. I-III). Фонд № 203, опись № 776 дело 602 и 603".

Итак, как важно знать церковь, чтобы установить основные сведения! Мы узнали о семье нашего прадеда: Федор Александрович Флоринский (1843-09.09.1872 гг.), был псаломщиком церкви Неопалимая купина близ Девичьего поля, его жена Валентина Алексеевна, урожденная Спасская (1843-не ранее 1914 гг.), дети Александра (1867-1870 гг.), Алексей (1868-1869 гг.), Александр (1870-1912 гг.), Федор (1872-1911 гг.). Федор Александрович Флоринский служил псаломщиком в этой церкви всю свою короткую жизнь.

Очарованные красотой церкви Неопалимая купина близ Девичьего поля и успешными поисками ее документов, мы с удовольствием описали ее историю в статье канала: "История семьи (20): читая внимательно метрические книги..."

2. Церкви, в которых служил наш прапрадед

Сначала мы не знали имени прапрадеда. Но знали, что ключ к этому сможем найти, только найдя нужную церковь и изучив ее метрические записи. постепенно из метрических книг церкви Неопалимая купина близ Девичьего поля удалось установить его имя - Александр. Поиски отчества священника Александра Флоринского по многочисленным церквям было делом многотрудным и увенчались успехом, благодаря "Генеалогическому форуму ВГД", о возможностях которого мы писали в статье канала "История семьи (6): важный источник поиска родственных связей".

Генеалогический форум ВГД. Флоринские /Флоренские. Московская губерния, обл. и г. Москва.
Генеалогический форум ВГД. Флоринские /Флоренские. Московская губерния, обл. и г. Москва.

Из присланных на форум сведений о составе семьи и адресов архивных фондов, мы узнали отчество прапрадеда - его звали Александр Матвеевич Флоренский (1803 – не раньше 1860 гг.), а Ревизские ведомости за 1834 год подсказали нам название и адрес церкви, в которой он служил и в которой надо было искать сведения о нем и его семье. Нашли:

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из метрических документов. ГБУ "ЦГА Москвы".  Фонд №51, опись №8, дело №235а, стр. 164. Церковь Спаса Нерукотворного образа с. Введенское. 1 января 1834 - 31 декабря 1834.
Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из метрических документов. ГБУ "ЦГА Москвы". Фонд №51, опись №8, дело №235а, стр. 164. Церковь Спаса Нерукотворного образа с. Введенское. 1 января 1834 - 31 декабря 1834.

В тексте приводимой здесь Ревизской ведомости 1834 года говорится о том, что священник Александр Матвеевич Флоренский поступил на службу в церковь Спаса Нерукотворного образа в селе Введенское Клинского уезда Московской губернии. И здесь нас ждала неожиданность! Нам было точно известно, что место служения ему передал отец. Но в документах по неизвестной причине указана фамилия священника - Тихомиров (!), при том, что все данные из Ревизской ведомости - и возраст, и имена жены и детей, и годы рождения совпадают с нашим Флоринским!

Таблица Academia-nadezhda: "ГБУ "ЦГА Москвы". Исповедальные ведомости Московская губерния. Клинский уезд. Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 989 стр. 929. 1821 год.
Таблица Academia-nadezhda: "ГБУ "ЦГА Москвы". Исповедальные ведомости Московская губерния. Клинский уезд. Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 989 стр. 929. 1821 год.

Ведь, если отец передал свое место служения сыну, то почему его фамилия не Флоренский? Нужно найти ответ на этот важный вопрос! Ответ в части 3 данной статьи.

Справка Academia-nadezhda Здесь уместно будет напомнить, что вольности и перипетии написания фамилии ФлорЕнский или ФлорИнский мы описали в статье канала "История семьи (19): секреты имен, фамилий, прозвищ и другие сложности при составлении родового древа").

2.1. Церковь Спаса Нерукотворного образа села Введенского Клинского уезда Московской губернии

Место, где стояла церковь Спаса Нерукотворного образа с. Введенское. http://klin-troicksobor.cerkov.ru/cerkov-spasa-nerukotvornogo-obraza-s-vvedenskoe/
Место, где стояла церковь Спаса Нерукотворного образа с. Введенское. http://klin-troicksobor.cerkov.ru/cerkov-spasa-nerukotvornogo-obraza-s-vvedenskoe/
Справка Academia-nadezhda:
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Введенское была построена в конце XVII - начале XVIII века, но точная дата постройки неизвестна. Последняя ее перестройка относится к 1817-1822 годам. Архитектор неизвестен. Церковный приход состоял из села Введенское, деревень Коноплино, Решоткино, Андрианково, Сидорково, Языково, Гончаково и Бакланово.
По решению Мособлисполкома №394 от 22 февраля 1941 года Спасская церковь в селе Введенском была закрыта, позднее по решению Мособлисполкома № 2106/28 от 2 июня 1950 года храм был сломан, а материал от слома направлен на строительство культурно-просветительских учреждений [1].

Документы Церкви Спаса Нерукотворного Образа села Введенское можно найти в читальном зале или интернет сайте ГБУ "ЦГА Москвы" по адресу: https://cgamos.ru/

1. Исповедные ведомости: "Фонд № 203, "Московская духовная консистория ведомства Святейшего Синода, г. Москва. 1680-1929 гг." Опись № 747, Исповедные ведомости. Московская губерния. Московский уезд. Церкви Московского уезда годы 1734-1915. Церкви города Клина, Клинской округи и Клинского уезда. Исповедные ведомости Ед. хр. № 1267, 1835 г.; № 1356, 1839 г.; № 1378, 1840 г."

За все другие годы, кроме названных выше, исповедные ведомости, к сожалению, отсутствуют.

2. Метрические книги представлены полнее, это "фонд 2131 "Клинское духовное правление ведомства Московской духовной консистории, г. Клин Клинского уезда Московской губернии за 1768 - 1864 гг." Опись № 2, Метрические книги, исповедные ведомости, статистические ведомости, ревизские сказки священно- и церковнослужителей и др., c 1770 до 1864 г.

В результате изучения этих архивных документов мы установили, что Александр Матвеевич Флоренский служил в селе Введенское Клинского уезда Московской губернии с 1827 по 1840 год. Однако метрических документов церквей Клинского уезда Московской губернии с 1841 по 1848 год мы не нашли, но установили, что в 1849 году А.М. Флоренский уже служил в другой церкви другого села этого же уезда - в церкви Преображения Господня села Селинское Клинского уезда Московской губернии.

2.2. Церковь Преображения Господня в селе Селинское Клинского уезда Московской губернии

Галерея Academia-nadezhda:

Справка Academia-nadezhda:
Первое известное письменное упоминание о церкви Преображения Господня села Селинское Клинского уезда Московской губернии относится аж к 1624 (!) году, когда он был еще деревянным. В 1825 г. началось строительство нового каменного храма и было завершено в 1837 году. Церковь освятили в честь Преображения Господня, с двумя приделами — в честь иконы Казанской Богоматери и во имя святителя Николая.

Село Селинское находится недалеко от села Введенское и города Клина, метрические записи по этой церкви идут в одной книге с метрическими записями церквей других населенных пунктов Клинского уезда Московской губернии:

Таблица Academia-nadezhda: "ГБУ "ЦГА Москвы". Оглавление исповедной ведомости по Клинскому уезду".
Таблица Academia-nadezhda: "ГБУ "ЦГА Москвы". Оглавление исповедной ведомости по Клинскому уезду".

В Оглавлении исповедной ведомости Клинского уезда мы находим нужные нам села и открываем страницы: село Введенское, страница 224; село Селинское, страницы 1174.

Александр Матвеевич Флоренский служил в селе Селинское с конца 1840-х годов (точно установили только две даты - в 1840 году он служит в церкви села Введенское, а в 1849 году - он служит в церкви села Селинское) до 1853 года. Далее мы встречаем его по новому месту службы - в Рождественской Церкви, что на реке Рудне, села Богородице Богородского уезда Московской губернии:

ГБУ "ЦГА Москвы".  Исповедальные ведомости. Фонд 2127  опись 1 Ед.хр. № 738 стр. 27, 1853 г.
ГБУ "ЦГА Москвы". Исповедальные ведомости. Фонд 2127 опись 1 Ед.хр. № 738 стр. 27, 1853 г.

2.3. Церковь Пресвятой Богородицы, что на реке Рудне, села Богородице Богородского уезда Московской губернии

Церковь Пресвятой Богородицы, что на реке Рудне.
Церковь Пресвятой Богородицы, что на реке Рудне.
Справка Academia-nadezhda:
Церковь Пресвятой Богородицы что на реке Рудне села Богородице Богородского уезда Московской губернии была основана не позднее XVI века, построена деревянной, последнее здание возведено в 1782 году, ее архитектор неизвестен. Престолов в храме два: Рождества Пресвятой Богородицы и Рождества Христова [2].
Сегодня эта церковь является действующей.

Александр Матвеевич Флоринский переехал в Богородский уезд, видимо, в 1852 году. Возможно, переезд связан со смертью его жены, которая, как отмечено в метрической записи, скончалась в 1851 году после родов. Но рождение ребенка в метрической книге не зафиксировано (видимо, ребенок родился мертвым). В церкви Пресвятой Богородицы, что на реке Рудне прапрадед прослужил с 1853 по 1855 годы. Сведения об этом периоде жизни семьи мы находим в архиве ГБУ "ЦГА Москвы" по адресу: https://cgamos.ru/. Здесь же хранятся метрические документы о прихожанах церкви того времени: Фонд № 2127 , Благочиния и церкви гг. Богородска, Павловского посада и Богородского уезда Московской губернии ведомства Московской духовной консистории. 1776 - 1929 гг. Московская губерния. Богородский уезд. Богородице - Рождественская Церковь, Что На Реке Рудне. Опись 1 Ед. хр. № 360, 1850 – 1859 гг.

3. Церковь Спаса Нерукотворного образа села Введенского - так Тихомиров или Флоринский?

3.1. Матвей Николаевич Тихомиров (Флоренский/Флоринский)

Итак, вернемся к фамилии Тихомиров. Так имеет к нему отношение фамилия Флоринский? Для документального установления родственных связей Матвея Николаевича с Флоринскими обратимся опять к источникам. В результате длительных поисков нами была найдена запись в списке обучающихся в Дмитриевском духовном училище, свидетельствующая о том, что один из студентов училища является сыном священника села Введенское Матвея Николаевича - Александр Флоренский!

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из ГБУ "ЦГА Москвы". Ф. 427 оп.1 № 326. Ведомости об учащихся Дмитровского и Звенигородского духовных училищ за 1818 год."[3]
Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из ГБУ "ЦГА Москвы". Ф. 427 оп.1 № 326. Ведомости об учащихся Дмитровского и Звенигородского духовных училищ за 1818 год."[3]

Таким образом, родство с Флоренскими установлено! А о том, какие фамилии брали священники при поступлении в семинарию или в монастырь, мы подробно писали в статье канала: "История семьи (22): загадки метрических книг - фамилии или прозвища?". Матфей Николаевич (1782- не раньше 1827 гг.) ушел в Троице-Сергиеву лавру в 1827 году под фамилией Тихомиров.

Его сын эту фамилию не наследовал и остался Флоринским, о чем свидетельствуют многочисленные метрические записи. Просмотрев все сохранившиеся документы церкви села Введенское, мы нашли автограф Матвея Николаевича и сведения о его маме:

ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №745, дело №1241, стр. 1152. 1824 год
ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №745, дело №1241, стр. 1152. 1824 год

Евдокия Федоровна умерла в 1824 году в возрасте 70 лет, следовательно, родилась она в 1754 году. Подоспела к нам в наших поисках и информация об отце Матвея и муже Евдокии Федоровны - Николае Васильевиче (1749-1831 гг.) - все родословное древо выстроилось!

В параграфе 2.1. этой статьи мы прописали все ссылки для поиска документов Церкви Спаса Нерукотворного образа села Введенского.

На сайте церкви Спаса Нерукотворного образа села Введенского так говорится о нашем предке: «Каменная церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя была построена тщанием священника Матфея Тихомирова и церковного старосты Варлама Иванова с прихожанами. Престолов в ней было три. Главный - во имя Спаса Нерукотворного образа. В теплой, трапезной части с южной стороны - престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с северной стороны - в честь Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных» [1]. Рады своему успеху и гордимся предком!

3.2. Троице-Сергиева лавра

Свое дальнейшее предназначение Матвей Николаевич Тихомиров (Флоринский) видел в монашестве.

Так, Ревизские сказки от 1834-го года 28 февраля Московской Губернии, Клинского уезда Села Введенского Церкви Спаса Нерукотвореннаго образа рассказали нам о том, что священник Матвей Николаев Тихомиров 10 апреля в 1827 года прекратил свое служение в этой церкви и ушел в братство Троице-Сергиевой лавры, став монахом:

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечения из ГБУ "ЦГА Москвы". Фонд № 51, опись № 8, дело № 235а, стр. 164. 1 января 1834 - 31 декабря 1834
Таблица Academia-nadezhda: "Извлечения из ГБУ "ЦГА Москвы". Фонд № 51, опись № 8, дело № 235а, стр. 164. 1 января 1834 - 31 декабря 1834
Справка Academia-nadezhda:
Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году.
В нашей галерее представлены гравюры, созданные современником в Троице-Сергиевой лавре в 1874 году.

Галерея Academia-nadezhda: "Свято-Троице-Сергиева Лавра. Изображение жития преподобного Сергия Радонежского":

Нам еще предстоят открытия его жизни в Троице-Сергиевой лавре.

Вывод:

Мы прошли длинный путь к пониманию необходимости знать те церкви, в документах которых записывались сведения о наших родных. Найти нужную церковь вот первостепенная проблема! Такой подход к поисковой работе облегчает решение задач по восстановлению истории семьи и делает их выполнимыми. О других церквях в наших следующих публикациях.
Получается у нас - получится и у вас!

Источники:

  1. Церковь Спаса Нерукотворного образа с. Введенское. http://klin-troicksobor.cerkov.ru/cerkov-spasa-nerukotvornogo-obraza-s-vvedenskoe
  2. Церковь Рождества Христова в Рудне-Никитском. https://places.moscow/trip/cerkov-rozhdestva-hristova-v-rudne-nikitskom
  3. Ведомости об учащихся Дмитровского и Звенигородского духовных училищ за 1818 год. ГБУ "ЦГА Москвы". Ф. 427 оп.1 № 326.

Статьи канала по составлению семейного древа:

История семьи (1): с чего начать поиск?

История семьи (2): поиск прадедов

История семьи (3): источники поиска родных

История семьи (4): как по рассказам старшего поколения можно искать предков

История семьи (5): как по старой фотографии восстановить родословную

История семьи (6): важный источник поиска родственных связей

История семьи (7): уникальные документы в поиске предков. XVIII век.

История семьи (8): московское Зарядье в семейных фото и документах

История семьи (9): московское Зарядье в судьбе семьи

История семьи (10): как Адрес-календари помогают в поисках предков

История семьи (11): как составить древо семьи по Метрическим книгам, Обыскам брачным и Исповедным ведомостям

История семьи (12): помощь интернет-ресурсов «Моё наследие», нейросетей и других

История семьи (13): как география помогает в поисках родовых корней

История семьи (14): имена родных на стенах Храма Христа Спасителя в Москве

История семьи (15): Ревизские сказки и другие виды переписи в помощь при составлении родословной

История семьи (16): "Обыск брачный" и как он поможет в составлении родословной

История семьи (17): исповедные ведомости - посемейный список в помощь в составлении родословной

История семьи (18): расшифровка метрических документов разных веков при составлении родословной

История семьи (19): секреты имен, фамилий, прозвищ и другие сложности при составлении родового древа

История семьи (20): читая внимательно метрические книги...

История семьи (21): где учились наши прадеды - изучаем источники

История семьи (22): загадки метрических книг - фамилии или прозвища?

История семьи (23): особенности фамилий крестьян в метрических книгах

История семьи (24): зачем изучать сведения о владельцах доходных домов при составлении родословной

История семьи (25): метод поиска церковных записей для родословной

История семьи (26): метрические записи как семейные летописи и красивейшие церкви Клинского уезда Московской губернии

История семьи (27): священнический род Флоринских. Церкви Клинского уезда Московской губернии

История семьи (28): новые открытия - женское образование в России в XIX - нач. ХХ вв.

История семьи (29): самое образованное сословие Российской империи. Из опыта поиска предков

История семьи (30): Клировые ведомости как полный источник сведений при составлении родословной

История семьи (31): неожиданные, очень важные источники в поисках предков и составлении родословной

История семьи (32): важность определения женской линии в родовом древе

История семьи (33): можно ли успешно выстроить родовое древо по метрическим книгам без учета женской линии?

История семьи (34): как доказать родство, если нет метрических записей о рождении?

История семьи(35): где и как искать информацию о семье, если неизвестно место рождения?

История семьи (36): как систематизировать и составить поколенную роспись так, чтобы не потерять никого из предков

Понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте https://nadezhda46.webnode.ru/ https://nadezhda46.webnode.ru/fotogalereya-semi/

В поисках сведений о родных при составлении родословной важно постоянно обращаться к метрическим книгам, исповедным ведомостям, ревизским сказкам и клировым записям тех церквей, прихожанами которых...-18