Чем установлена необходимость перехода на РИМ, какие для этого правовые основания?
Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц с государственным участием определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. (Статья 8.3 Градкодекса Российской Федерации)
Согласно пункту 33 статьи 1 Градкодекса РФ сметные нормативы — это сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.
Таким образом, после вступления в силу статьи 8.3 Градкодекса РФ единичные расценки больше не являются сметным нормативом, и на основании них нельзя определять сметную стоимость строительства. Что же нам делать?
Расценки есть, а сметных цен нет.
Чтобы исключить правовую коллизию, был издан Федеральный закон от 26.07.2017 № 191-ФЗ, частью 1 статьи 3 которого было установлено, что сметные нормативы, расценки, цены, методические и другие документы, которые включены в ФРСН до 30.09.2017 или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
✔ утверждение и включение в ФРСН сведений о сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градкодекса РФ;
✔ размещение в ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов, определенных Минстроем России по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.
Сметные нормативы, к которым как я ранее писал, относятся сметные нормы и методики уже утверждены Минстроем России и размещены в ФРСН. Таким образом первое условие закона выполнено.
Размещение во ФГИС ЦС информации о сметных ценах строительных ресурсов осуществляется в соответствии с порядком проведения мониторинга цен строительных ресурсов, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452. В соответствии с указанным постановлением начиная с I квартала 2023 года во ФГИС ЦС размещается информация о сметных ценах строительных ресурсов и об индексах к группам однородных строительных ресурсов (индексов к ГОСР).
Таким образом, размещение для субъекта Российской Федерации в ФГИС ЦС информации о сметных ценах строительных ресурсов и об индексах к ГОСР является выполнением второго условия части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ.
Вывод:
Субъект Российской Федерации для которого размещены сметные цены строительных ресурсов и индексы к ГОСР (сметные нормы и сметные цены в базе на 01.01.2022 размещены для всех субъектов РФ), считается перешедшим на РИМ и сметная стоимость строительства по новым объектам (стройка, ремонт, реконструкция) в этом регионе должна определяться с использованием РИМ.
Какие субъекты Российской Федерации перешли на РИМ и какие перейдут в ближайшее время, я расскажу далее.