Эхо церковного раскола в политическом кризисе 1682 г.

331 прочитал

После смерти царя Фёдора Алексеевича (1676-1682) претендентами на престол были 16 летний Иван (второй сын Алексея Михайловича от первой супруги Милославской, считался слабоумным и болезненным) и 10 летний Пётр (сын Алексея Михайловича от второй жены Нарышкиной, любознательный и здоровый).

Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Фёдор Алексеевич (1676-1682)
Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Фёдор Алексеевич (1676-1682)

По предложению патриарха Иоакима, поддержанного частью бояр, царем провозгласили Петра. Пришедшие к власти Нарышкины не смогли организовать правительственные дела, бездарные братья царицы стали хватать чины и должности. В это время нарастало недовольство стрельцов, годами не получавших жалование, которые 30 апреля потребовали на расправу своих командиров - начался Стрелецкий бунт 1682 г.

Царица Наталья Кирилловна Нарышкина
Царица Наталья Кирилловна Нарышкина

В середине мая 1682 г. ворвавшись в Кремль (под предлогом якобы убийства царя Ивана), стрельцы убили боярина Матвеева, Долгоруких, Нарышкиных, некоторых приказных дьяков, стрелецких начальников. Софья Алексеевна, умная и энергичная женщина, решила прийти к власти, воспользовавшись недовольством стрельцов, опираясь на клан Милославских, кн. Голицына В.В. и Хованского И.А. (глава стрелецкого приказа). В итоге по желанию стрельцов первым царем стал Иван, вторым – Пётр, а Софья – регентом при них. 25 июня 1682г. обоих царей венчали на царство в Успенском соборе Кремля.

Царица Наталья Кирилловна показывает Ивана V стрельцам, чтобы доказать, что он жив. Худ. Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. От пережитого испуга у Петра на всю жизнь остался нервный тик.
Царица Наталья Кирилловна показывает Ивана V стрельцам, чтобы доказать, что он жив. Худ. Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. От пережитого испуга у Петра на всю жизнь остался нервный тик.
Царевна (регент) Софья (1682-1689)
Царевна (регент) Софья (1682-1689)

Во время стрелецкого бунта активизировались старообрядцы, предлагавшие отменить «Никоновские новины» и провести публичный диспут о вере в Москве. Их всячески поддерживал кн. Хованский, используя старообрядцев как своеобразный рычаг давления на правительство. Теологический диспут провели в Грановитой палате. Официальную церковь представлял патриарх Иоаким, старообрядцев – Никита Пустосвят (священник из Суздаля). Спор свелся к взаимным оскорблениям и обвинениям в ереси. В итоге Никита Пустосвят был казнен, остальных раскольников спас Хованский, ставший для Софьи врагом, т.к. открыто пошел против государственной власти.

Никита Пустосвят. Спор о вере. Худ. Василий Перов. 1880-1881гг
Никита Пустосвят. Спор о вере. Худ. Василий Перов. 1880-1881гг
Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (1674-1690)
Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (1674-1690)

Софье необходимо было избавиться от опеки стрельцов (так называемая "Хованщина", когда стрельцы контролировали деятельность власти), для этого, под предлогом богомолья, вся царская семья уехала под Троице-Сергиев монастырь в с. Воздвиженское, куда были приглашены Хованские отец и сын, там их схватили и тут же казнили за измену. Лишившись руководителей, стрельцы повинились и клялись верой и правдой служить Софье. Наталья Кирилловна с сыном Петром не стали возвращаться в Москву, считая ее небезопасной, а поселились в подмосковном селе Преображенское под защитой верных людей.

Фактический глава правительства при Софье кн. Голицын В.В.
Фактический глава правительства при Софье кн. Голицын В.В.

Пораженная количеством старообрядцев в составе ближайших к трону стрелецких войск (да и в Москве в целом, что могло стать базой для роста социального и религиозного недовольства), Софья (с рекомендации патриарха) продолжила борьбу с расколом на законодательном уровне, приняв в 1685 г. «12 статей». Степени наказания для старообрядцев (раскольников) и их пособников в этих статьях были очень серьезными: самой тяжелой была казнь в виде сожжения живых людей в срубе (людей категорически отказывающихся отречься от своих убеждений). Далее по степени тяжести шли пытки, монастырское заключение, избиение батогами (палками), конфискация имущества. Тысячи старообрядцев по этим статьям были подвергнуты наказаниям.

Сожжение в срубе в 1682 г. протопопа Аввакума и его сподвижников в Пустозёрске.
Сожжение в срубе в 1682 г. протопопа Аввакума и его сподвижников в Пустозёрске.

Таким образом, политический кризис начала 1680-х годов носил серьезную религиозную окраску, в ходе которого старообрядческие деятели из стрелецких кругов во главе с кн. Хованскими пытались смягчить/отменить "Никоновские новины" сер. XVII в. Однако царское окружение одержало победу в этой борьбе, что привело к усилению гонений и продолжению противостояния раскольников и центральной власти.