Найти в Дзене
Изян

Битва при Манцикерте

Оглавление

Битва при Манцикерте (Манцикерте) в древней Армении в августе 1071 года н. э. была одним из величайших поражений, понесенных Византийской империей. Победоносная армия сельджуков захватила византийского императора Романа IV Диогена, и, поскольку в империи царил хаос, а генералы боролись за трон, ничто не могло остановить их марш по Малой Азии. Манцикерт не был ужасным поражением с точки зрения потерь или немедленных территориальных потерь, но как психологический удар по византийской военной доблести и священной личности императора, он будет звучать на протяжении веков и считаться водоразделом, после которого пала Византийская империя. в долгий, медленный и постоянный спад.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Картина, изображающая последствия битвы при Манцикерте (Мантзикерте) в августе 1071 года нашей эры. Битва в Армении была одним из величайших поражений Византийской империи. Победоносная армия сельджуков захватила византийского императора Романа IV Диогена. (Диорама в Стамбульском военном музее)
Картина, изображающая последствия битвы при Манцикерте (Мантзикерте) в августе 1071 года нашей эры. Битва в Армении была одним из величайших поражений Византийской империи. Победоносная армия сельджуков захватила византийского императора Романа IV Диогена. (Диорама в Стамбульском военном музее)

Византия и Сельджуки

Роман IV Диоген (годы правления 1068–1071 гг. н. э.), бывший генерал, унаследовал византийскую армию в плохой форме, с неадекватным вооружением и чрезмерной зависимостью от ненадежных наемников и недисциплинированных призывников. Его предшественник Константин X Дука (годы правления 1059–1067 гг. н. э.) намеренно расширил государственную гражданскую службу, вложил значительные средства в обновление Константинополя и полностью пренебрег армией. Хуже того, империя была слишком растянута и имела слишком много границ, которые нужно было защищать. Сельджуки, в частности, доставляли беспокойство в Малой Азии. Это кочевое племя из азиатских степей имело турецкое происхождение, и они неоднократно совершали набеги на византийские аванпосты, в частности, разграбили Мелитену в 1058 году нашей эры и Кесарию в 1067 году нашей эры. Это вынудило императора укрепить крепости вокруг озера Ван, которые защищали пути в регион из Армении и Центральной Азии. Византийский император успешно провел кампанию в этом регионе в 1070 году н.э., а затем, в марте 1071 года, он решил провести один монументальный рывок, чтобы раз и навсегда избавить Армению, да и вообще любую другую страну, от сельджуков.

Лидером сельджуков был Алп Арслан (годы правления 1063–1073 гг. н.э.), и наряду с империей, охватывающей сейчас Иран, Ирак и большую часть Ближнего Востока, султан имел в своем распоряжении армию высококвалифицированных и мобильных всадников. Армия Романа была большой, по некоторым данным, она насчитывала 300 000 человек, хотя современные историки предпочитают цифру 60-70 000, что все же вдвое больше, чем у сельджуков. Каким бы ни был размер, одним неоспоримым фактом было то, что армия Романа состояла из мешанины призывников и наемников, в которую входили печенеги и узы Евразийской степи и даже отряд норманнов во главе с Русселем де Байелем. Последний, печально известный авантюрист, вызывал большие подозрения в своей преданности делу и на самом деле искал только собственное избранное королевство.

Карта с указанием места битвы при Манцикерте в августе 1071 года нашей эры. Битва в Армении была одним из величайших поражений Византийской империи. Победоносная армия сельджуков во главе с султаном Алп Арсланом захватила византийского императора Романа IV Диогена.
Карта с указанием места битвы при Манцикерте в августе 1071 года нашей эры. Битва в Армении была одним из величайших поражений Византийской империи. Победоносная армия сельджуков во главе с султаном Алп Арсланом захватила византийского императора Романа IV Диогена.

Роман выстроил свою армию для полноценного и решительного противостояния с несколькими рядами пехоты, своей кавалерией на флангах и самим мертвым центром. Византийский историк XI века Михаил Пселл в своей биографии Романа критикует императора за то, что он надевал доспехи, как обычный солдат, и рубил врага, не заботясь ни о своей личности, ни о своей ответственности как главнокомандующего. Арслан, тем временем, был более осмотрителен и последовательно выводил свои войска в форме полумесяца, позволяя византийцам продвигаться вперед, но в то же время становясь все более уязвимыми для лучников-сельджуков, которые преследовали фланги противника верхом на лошадях. Когда к концу дня свет начал меркнуть, Роман приказал своим войскам вернуться в свой лагерь.

Затем произошла катастрофа, когда сельджуки двинулись вперед против отступающей византийской кавалерии. В хаосе большая часть византийских войск запаниковала, подумав, что император убит. Слух был пущен одним из соперников Романа, Андроником Дукасом, и следствием этого стал беспорядочный крах византийских линий, отделение византийского арьергарда от основных сил, а затем окружение конными лучниками-сельджуками. Левый фланг армии пытался прийти на помощь Роману, который был разбит в центре, но был отброшен противником. Поражение было полным, и Романос, конь которого был убит из-под него и с ранением в руку с мечом, попал в плен. Очевидец Михаил Атталиатес дает следующее яркое описание катастрофы:

Это было похоже на землетрясение: крики, пот, стремительные приступы страха, облака пыли и, не в последнюю очередь, орды турок, скакавшие вокруг нас. Это было трагическое зрелище, за пределами всякого траура и причитаний. Действительно, что могло быть более плачевным, чем видеть всю имперскую армию в бегстве, императора беззащитного, все римское государство опрокинутым – и знать, что сама империя находится на грани краха? (В Норвиче, 240)


Захват Романоса

По словам Михаила Пселла, Арслан вовсе не обращался с пленным императором плохо, но при опознании его освободили от цепей. После покорного поцелуя земли перед ногами Арслана, который затем символически поставил свой сапог на шею императора, Романос был сыт в течение недели и даже позволил выдвинуть на свободу любого из своих товарищей по плену. Скилицкие хроники XI века н.э. также дают полное описание захвата, включая знаменитый эпизод, в котором Арслан спросил Романоса, что бы он сделал, если бы позиции поменялись местами. Говорят, что Романос ответил: «Я бы запорол тебя до смерти», на что мусульманин Арслан ответил, что я «не буду подражать тебе. Мне сказали, что ваш Христос учит мягкости и прощению обид. Он противится гордым и дает благодать смиренным» (цит. по Пселлу, 358). Нет ничего хуже, чем быть схваченным и проповедовать.

Золотая византийская монета гистаменон императора Романа IV Диогена (годы правления 1068-1071 гг. н.э.).
Золотая византийская монета гистаменон императора Романа IV Диогена (годы правления 1068-1071 гг. н.э.).

Однако, верный своему слову, Арслан освободил Романа, но сделал это только после того, как пообещал дать личный выкуп вождю сельджуков, согласился уступить ему Армению, а также крупные города Эдессу, Иерополь и Антиохию и предложил один из своих дочерей выйти замуж за сына вождя сельджуков. Был также вопрос дани: сначала единовременная выплата в размере 1,5 миллиона золотых монет, за которой следовала огромная ежегодная дань в размере 360 000 золотых монет.

Последствия

К несчастью для Романа, его радость от свободы была недолгой, поскольку, когда он вернулся в Константинополь, он был свергнут и ослеплен, а трон занял соперник-полководец Михаил VII Дука (годы правления 1071-1078 гг. н.э.). Хотя материальные потери византийской армии при Манцикерте не были огромными, это имело два долгосрочных последствия. Один из них был связан с психикой византийцев, потерявших, хотя и временно, своего императора. Другой был более практичным и значимым. Поскольку репутация Романа была испорчена этим разгромом, многие полководцы в провинциях Малой Азии отчаянно пытались вернуться в Константинополь и заявить права на трон. Последовавшая за этим гражданская война и отсутствие полной поддержки Михаила VII со стороны армии серьезно ослабили способность империи противостоять сельджукам в долгосрочной перспективе. Таким образом, Арслан и его преемники продолжали совершать набеги на Малую Азию по своему желанию, основав Султанат Рум со столицей в Никее ок. 1078 г. н.э. и даже захват Иерусалима в 1087 г. н.э.

1071 год н. э. оказался катастрофическим годом для Византийской империи во многих отношениях, поскольку, помимо Манцикерта, Бари был потерян норманнским королем Робертом Гвискаром, и, таким образом, византийский контроль над южной Италией был окончательно прекращен. Правление Михаила VII не имело большего успеха, чем правление его предшественника. Внутри империи рост цен и политические волнения переросли в несколько военных восстаний, которые в конечном итоге привели к свержению императора. Византийцам суждено было вернуться к стабильности, а империя вернула себе часть своей былой славы только с правлением Алексиоса I Комнина в 1081 году нашей эры, который сам был ветераном роковой битвы при Манцикерте.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Источник