Найти тему
820 подписчиков

"Барби": грубая агитка или тонкий сарказм?

525 прочитали

 Забавно, что самый кассовый фильм года по сути транслирует мысль, за которую "отменили" Джоан Роулинг (конечно, если удастся это вычленить из кучи феминистких лозунгов) - о том, что настоящая женщина

Забавно, что самый кассовый фильм года по сути транслирует мысль, за которую "отменили" Джоан Роулинг (конечно, если удастся это вычленить из кучи феминистких лозунгов) - о том, что настоящая женщина - та, кто женщина в физиологическом плане. Но это уже мысль из финала - попробуем посмотреть, что же ещё преподносит нам фильм. 

Итак, одна из Барби (Марго Робби) вдруг начинает испытывать странные чувства в своем “идеальном” Барбилэнде и чтобы вернуть себе покой отправляется в реальный мир. Ее цель - познакомиться со своей хозяйкой и заставить ее перестать грустить, чтобы плохие мысли оставили и саму Барби. Не буду дальше пересказывать сюжет, поскольку он ну крайне неестественный и местами примитивный. Несколько неплохих поворотов, между которыми тьма пафосных диалогов и нелогичных действий, сопровождающихся весьма спорными моральными посылами. 

Вот моральный посыл - это главный вопрос, который заставляет возвращаться мыслями к этому кино. Потому что от сцены к сцене я терялась в понимании, что же я смотрю и что мне хотят сказать авторы. 

Режиссер фильма - Грета Гервиг. Я видела у неё только "Маленьких женщин" (не скажу, что сильно они меня зацепили), но она признанный мастер в "мужской" профессии. И мастерство видно в каждой сцене "Барби". С технической точки зрения - визуал, постановка сцен - все отлично. Куча отсылок к различным фильмам - как к классике, так и к современному мэйнстриму, но вот сопровождающие их диалоги местами просто испанский стыд. Что мы слышим и видим: "все мужики - кoзлы", "женщина лишь объект", "женщина всем должна, а мужики получают все лишь потому, что они мужики", "красота - искусственно навязанная ценность" и т.п. Но, с другой стороны, происходящее на экране местами демонстрирует другую историю. И вот этот диссонанс не даёт понять - это бездарно в лоб прописанная феминистская агитка? Или очень тонкая, тщательно скрытая ирония над феминизмом и засильем "сильных женщин" в современной культуре. 

Дальше пишу СО СПОЙЛЕРАМИ. 

Итак, Барби попадает в современный мир. Но поведение мужчин в нем больше похоже на изображение oтмopoзков из фильмов категории В. И это сразу режет глаз. Реальный мир выглядит подчёркнуто нереалистичным (собственно таким, каким мы его привыкли видеть в кино). Заметьте, даже после ареста Барби и Кен выходят из полиции в украденной одежде, будто так и должно быть. Равно как и офис Маттел отдает искусственностью Барбилэнда. При этом Кен, увидевший мужское засилье, пытается устроиться на работу просто потому, что он мужчина, но везде получает отказ. Вроде просто юмор, а не тонкая ли насмешка над тем, что женщинам (темнокожим и т.п.) все должны, просто потому что они такие? Поясню. Несмотря на то, что фильм вроде про Барби, самые интересные трансформации здесь переживает Кен. Недаром многие уже прочат Оскар Райану Гослингу. Ведь по сути его персонаж отзеркаливает историю любой популярной героини, которая пытается выбраться из патриархальных рамок, и изменить мир вокруг себя (привет тем же "Маленьким женщинам", где в писательский мир пробивалась героиня Сирши Ронан). Но так как история все же про Барби, его к концу убеждают в том, что ему не надо быть королём и ему просто хочется, чтобы его любили. Интересно, что если бы такой трансформацией закончили фильм о героине женского пола, режиссёра бы зaгнoбили. Поэтому в финале матриархат возвращается в Барбилэнд. Нет, не равноправие, а именно матриархат, но с чуть улучшенными правами для Кенов. И это тоже сложно назвать хорошим финалом. То есть формально женщины победили, но по факту очень сложно не заметить в этом финале несправедливость. То есть зритель должен радоваться, что плохие мужики проиграли (и так им и надо). А другой вариант - фильм расписывается в том, что любой перекос - это плохо, и умный человек это должен понимать. 

И вот теперь про финал. Именно эта последняя точка в итоге и заставила меня пересмотреть мнение о фильме. Меня жутко подбешивали бесконечные феминистские высказывания и показы мужчин либо тyпыми (Кены), либо алчными и бесчувственными (руководство компании Маттел). Наверно, единственной тронувшей меня сценой стал разговор Барби с пожилой женщиной на остановке (эта сцена действительно выглядела живой). Так вот, когда Барби приезжает в реальный мир, одной из первых её громких фраз становится заявление о том, что у неё нет, скажем корректно, женских пoлoвых opгaнов (впрочем, у Кена соответствующие мужские тоже отсутствуют). И это важно. Искаженная утопия Барбилэнда лишена физиологических проявлений пoла (и не только). Ни это ли сейчас пытается навязать запад? Что физиология не имеет значения, важно то, как ты себя ощущаешь. Но в финале Барби не идёт устраиваться на работу, она приходит к гинeкoлогу. А разве это не важный посыл: чтобы жить в реальном миру, нужно перестать отрицать, что ты женщина? 

Но, в общем, это мысли. Не знаю, насколько этот пласт действительно есть в фильме, потому как на поверхностном уровне история выглядит очень грубо сделанной феминистической агиткой. И в таком виде не цепляет совсем. Это что-то про западные болевые точки. Я не считаю, что в России женщины не сталкиваются с трудностями и завышенными требованиями, но они гораздо в большей степени связаны с условиями жизни, чем с экзистенциальными проблемами. Да кажется, что и в США эта тема уже порядком устарела. Однако бренд Барби продолжает приносить миллионы (теперь и посредством кино). 

Марго Робби в роли куклы хороша) Не скажу, что она мне сильно нравится как актриса, но она здесь очень естественно смотрится. Кому ещё играть идеальную блондинку. Райан Гослинг дичайше переигрывает, будто понимая, что серьёзно нести эту чушь, что прописана в сценарии, невозможно. Но в этом контексте он тоже очень хорошо смотрится. Плохо смотрятся крупные планы)) На них отчётливо видно, что и Гослинг, и даже Робби староваты для своих ролей, но к актерской игре претензий нет. 

Если сравнить с неожиданным конкурентом "Барби" - "Оппенгеймером", то фильм Нолана лично для меня выигрывает по всем пунктам. Но и после просмотра Барби есть о чем подумать. 

А вы уже посмотрели самый кассовый фильм года? Какие впечатления? 

P.S. Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и подписаться. Это очень поможет развитию канала📖