Если песня тебе понравилась, всегда хочется послушать, как она звучит в исполнении автора., единственном, по-настоящему неповторимом. Даже если оно запоздало по времени, в нем остается новизна и оригинальность. Ведь при адаптации обязательно что-нибудь приукрашено, упрощено или, напротив, искажено до неузнаваемости, что порой не так уж и плохо, и все-таки...
Громкое имя Томас Джефферсон Кэй не прибавило популярности его непосредственному обладателю, но по-прежнему остается знаком музыкального качества для каждого, кого волнуют подробности.
Песни Ти Джей Кэя разбросаны повсюду и частично собраны на двух сольных пластинках в период, когда поющим продюсерам и композиторам, чьи сочинения имели успех, разрешали записывать их материал в собственном исполнении.
Помимо этих источников, внушительное скопление песен, написанных при участии Кэя можно обнаружить на последнем диске Jay & The Americans. В том числе и Learning How To Fly, одну из трех наиболее известных.
Невзрачный по оформлению, но богатейший по содержанию, альбом стал благородным реквиемом для прекрасной группы, не совладавшей с капризами моды. Capture The Moment напоминает такой же призрачный диск The Turtles, побочный продюсерский шедевр Рэя Дэвиса между "Артуром" и "Лолой".
Благодаря плюрализму руководства ряда лейблов увидели свет альбомы таких мастеровитых хитмейкеров, как Лэрри Вайсc, Джон Саймон и Дэннис Ламберт. Наверняка убыточные коммерчески, они по сей день представляют бесспорную историческую ценность.
А продюсером мистер Кэй был первоклассным. Один единственный No Other, который я бы рискнул назвать "Имедженом" Джина Кларка говорит о компетентности и харизме Кэя убедительней дюжины "Грэмми". Вместо "сабантуя" тогдашней сессионной элиты, получилось нечто изысканно-монументальное, одно из тех творений, которые "поймут через века".
Помимо таких неиссякаемых долгожителей, как Дональд Фейген и Рик Дерринджер, с Ти Джей Кэем тесно сотрудничали те, чья судьба сложилась трагически - гитарист Джесси Эд Дэвис и гениальный барабанщик Джим Гордон, свингующий в самых неожиданных местах без тени самолюбования. Повсюду - и у Карпентерс, и у Ван Дайка Паркса.
Здесь уместно вспомнить про One Man Band, самую успешную композицию Ти Джей Кэя в интерпретации Three Dog Night, предвосхитившей вокальные виражи Uriah Heep. Ею завершается вторая сольная пластинка большого мастера с оптимистичным названием "Первый класс".
Подобно Дэрилу Холлу и Джону Оутсу, Ти Джей Кэй имел большой опыт работы с исполнителями соула. Прекрасным сувениром этого периода остаются Shades of Blue, сохраненный для потомков в исполнении неповторимых Shirelles.
Итак, три классических вещи, два сольных альбома и множество творческих "полустанков" на пути к неизбежному.
Пришли и стали тени ночи... Томас Джефферсон Кэй (Контос) покончил с собой в больнице, куда его привели последствия, как сейчас говорят, "деструктивного образа жизни", проиграв битву с диабетом, так же как режиссер Лучо Фульчи, в чьем "Городе живых мертвецов" снимался Кристофер Джордж, еще один американский актер с греческими корнями.
Thomas Jefferson Kontos (1940 – September 16, 1994)