Декабрь 1941 года стал апокалипсисом страны Советов. После летнего и осеннего наступления Германии в котлах потеряно 5,3 млн. советских солдат и когда началась операция "Тайфун", на пути немцев к Москве не было ни одной советской дивизии. Немецкий мотопатруль достиг черты Москвы, москвичи готовились взорвать город. 4 декабря 1941 года Гитлер получил отчет, что русские не способны сражаться.
Но на следующий день его замерзшим солдатам пришлось столкнуться с массированной атакой дальневосточных дивизий СССР во главе с новым грозным врагом - танком Т-34. В то утро Альберт Ландсен не мог поверить глазам:
"Впереди меня клубилась снежная метель ,в которой слышался металлический лязг и грохот. Потом из метели появились немецкие солдаты, разбегающиеся в панике как стадо животных. А за ними из пурги появились здоровенные русские танки на широких гусеницах. Мы открыли по ним огонь из наших пушек, но снаряды отскакивали от брони как горох. Это был Т-34."
Новейший советский танк был основан на американской танковой подвеске Кристи, позволявшей мчаться по грязи не забивая трансмиссию. А еще на опыте финской войны, войны в Испании и конфликте с Японией, где легкие танки СССР оказались беспомощными.
Наклонная броня нового танка выдерживала попадания 45-мм пушек, запас хода и надежности впечатлял, а 76-мм орудие Т-34 пробивало все танки Европы кроме тяжелых Франции и Британии. Широкие гусеницы тридцатьчетверки оказались бесценными при пересечении обширных пространств СССР с примитивными дорогами, которые превращались в болото в дожди.
22 июня 1941 года на западе СССР было собрано 985 Т-34. Это немало, учитывая, что во всей немецкой армии вторжения было 3332 танка. И немцы быстро поняли, что даже средние Panzer III и P-IV не могут противостоять Т-34, не говоря о легких P-II, составлявших в вермахте большинство танков.
Но почти тысяча тридцатьчетверок не повлияла на ход войны. Танковые экипажи храбро сражались, но общий хаос отступления, перебитые линии снабжения и устаревшие уставы привели к тому, что у тридцатьчетверок не было бронебойных снарядов и топлива более чем на 1 полный бак.
Самый совершенный танк в мире - это просто железный лом, если у него нет боеприпасов, топлива и обученного экипажа - этот танковый закон всех времен сказался на тысяче T -34, из которых к концу 1941 года ничего не осталось.
Контрнаступление под Москвой дало Сталину передышку, и эвакуированные танковые заводы начали производство Т-34, заново и усиленными темпами. В 1942 году советский фронт получил 12 533 Т-34, но 52% было потеряно из-за использования немцами 88-мм зенитных пушек в качестве противотанковых средств.
Угрозу, исходившую от нового среднего танка большевиков, немцы осознали сразу. Танковые генералы Гудериан и Модель потребовали полностью изменить немецкие танки, используя находки Т-34: стремительность, проходимость, броня и пробивная пушка. Это привело к рождению нового прототипа среднего танка Германии, за который конкурировали 2 концерна: "Даймлер - Бенц" и "МАН".
"Даймлер", который создал танк P-III, предложил вермахту копию Т-34 под названием VK 30.02, с более продвинутыми технологиями, сложной трансмиссией и дизельным двигателем. Однако поломки и вечный дефицит в Германии дизельного топлива из-за действий подводного флота, привели к тому, что Гитлер выбрал прототип фирмы "МАН".
Под названием "Пантера" новый танк доработали, он вышел за концепцию советского Т-34. В сравнении с нашим танком, "Пантера" потяжелела на 50% до 45 тонн, а использование субподрядчиков из Европы привело к ненадежной трансмиссии и проблемам с двигателем.
В отличие от русского танка "Пантера" не прошла столько испытаний и поступала в войска поспешно, ломаясь и выходя из строя без всякого боя. В первый год использования у 90% "Пантер А" трансмиссия выходила из строя. А у "Пантер Д" выходил из строя топливный насос. Жадный бензиновый двигатель "Пантеры" жрал цистерну для батальона за раз, немцу требовалась топлива в 2 раза больше тридцатьчетверок.
Тем не менее в бою "Пантера" превосходила Т-34, более мощная 75-мм пушка пробивала наш новый танк на всех дистанциях, а Т-34 пробить ее в лоб не мог, а немецкая оптика и связь была на голову выше советской. Кроме того приближаясь по броне и весу к тяжелым танкам, "Пантера" могла выступать танком прорыва оборонительных линий противника.
Впереди был решающий 1943 год, где немцы надеялись, что новые типы танков позволят достичь решающей победы на Восточном фронте. Впереди была Курская битва...
продолжение:
Благодарен за подписку/лайк 👍 Группа Вконтакте | Одноклассники