Найти тему
Изян

Греческая стратегия в битве при Саламине 480 г. до н. э.

История второй персидской войны, представленная в большей части современной литературы, основана исключительно на «Историях» Геродота. Однако повествование Геродота, похоже, содержит несколько нереалистичных элементов, которые вызывают сомнения в реальной стратегии греческого союза. В этой статье мы представляем альтернативную интерпретацию истории Геродота, используя информацию, полученную из надписи, найденной на мраморной табличке III века до нашей эры. Эта надпись известна как «Указ Фемистокла» или «Указ Трезена» по названию небольшого города в Арголиде, Греция, где она была обнаружена.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Распределение соответствующих флотов союзных греческих государств (синий) против персидских войск Ксеркса (красный), 480 г. до н.э. Греки перехитрили персов на мелководье проливов и одержали победу, которая (год спустя с сухопутной битвой при Платеях) положила конец имперским амбициям Ксеркса в Греции.
Распределение соответствующих флотов союзных греческих государств (синий) против персидских войск Ксеркса (красный), 480 г. до н.э. Греки перехитрили персов на мелководье проливов и одержали победу, которая (год спустя с сухопутной битвой при Платеях) положила конец имперским амбициям Ксеркса в Греции.

Наиболее яркими слабостями в истории Геродота являются следующие:

  1. Афины, город с населением около 100 000 жителей, были эвакуированы всего за одну неделю.
  2. Точно так же пелопоннесцы смогли построить стену длиной около 6 км вдоль перешейка всего за один месяц после битвы при Фермопилах.
    Спартанский царь Леонид был отправлен в Фермопилы под командованием небольшой армии численностью около 6000 гоплитов, включая 300 спартанцев, чтобы остановить наступление персов. Эта миссия казалась почти самоубийственной, если сравнивать размеры двух армий (персидская армия насчитывала не менее 300 000 человек). Это было бы очень необычно для спартанского менталитета, поскольку спартанцы были очень осторожны, чтобы избежать ненужных жертв, и никогда не предпринимали безнадежных миссий.
  3. Эти трудности исторического анализа указывают на то, что греческая стратегия, представленная Геродотом, неточна. Однако не было другого альтернативного исторического источника, который мог бы противоречить Геродоту, поэтому его рассказ о греко-персидских войнах без сомнений получил широкое признание.


Недавно был обнаружен еще один возможный источник информации о греческой стратегии. В 1959 году в маленьком городке Трезен на Арголическом побережье, к югу от Афин, через Саронический залив, М.Х. Джеймсон, археолог, работавший в Американской школе классических исследований в Афинах, обнаружил мраморную табличку, на которой был вырезан следующий Указ Афинского собрания (Джеймсон, 1960):

Боги.

Решено Вули и Народом.

Предложение внес Фемистокл, сын Неокла из Фреаррии.

Город будет вверен Афине, защитнице Афин, и всем остальным богам для защиты и защиты от варваров от имени страны.

Афиняне в целом и пришельцы, живущие в Афинах, должны поместить своих детей и своих женщин в Трезен, [чтобы вверить их Тесею?] основателю страны. Престарелое и движимое имущество в целях сохранности будет сдано на хранение в Саламине. Казначеи и жрицы должны остаться на Акрополе и охранять владения богов.

Остальные афиняне целиком и те чужеземцы, достигшие зрелого возраста, сядут на подготовленные двести кораблей и дадут отпор варвару ради свободы, как своей, так и других греков, вместе с афинянами. Лакедемоняне, коринфяне, эгинцы и другие, желающие разделить опасность.

Генералы, начиная с завтрашнего дня, также будут назначать триерархов числом двести, по одному на каждый корабль, из числа тех, кто является собственником земли и дома в Афинах и имеет законных детей. Им не должно быть больше пятидесяти лет, и корабль каждого будет определен по жребию. Генералы должны также набрать морскую пехоту по десять человек на каждый корабль, от мужчин старше двадцати лет до тридцати, и лучников в количестве четырех человек. Они также по жребию назначают офицеров-специалистов для каждого корабля при назначении капитанов по жребию. Список гребцов, корабль за кораблем, должен быть составлен генералами на досках объявлений, причем афиняне будут выбраны из лексиархических регистров, а иностранцы - из списка имен, зарегистрированных у Полемарха. Они запишут их, распределив по дивизиям, до двухсот дивизий, в каждой до ста гребцов, и припишут к каждой дивизии название военного корабля, капитана и офицеров-специалистов, чтобы они могли знать на какой военный корабль отправится каждая дивизия.

Когда все дивизии будут распределены по боевым кораблям, все двести должны быть укомплектованы по приказу Вули и генералов после того, как они принесут жертвы, чтобы умилостивить Зевса Всемогущего, Афину, Победу и Посейдон Охранитель. Когда они завершат укомплектование кораблей, одна сотня должна будет оказать помощь «Артемисиону» на Эвбее, а другая сотня будет стоять на якоре вокруг Саламина и остальной Аттики и охранять страну.

Чтобы гарантировать, что в духе согласия все афиняне отразят варвара, изгнанные на десять лет должны отправиться в Саламин и оставаться там до тех пор, пока народ не примет решения по поводу них. Тем, кто был лишен гражданских прав, предстоит восстановить свои права.

Мраморная табличка была датирована эллинистическим периодом. Следовательно, если он подлинный, то он был скопирован с оригинального папируса примерно через 200 лет после того, как Указ был одобрен Ассамблеей Афинского народа. В надписи ясно говорится, что афиняне покинули свой город перед битвой при Артемисионе. В частности, утверждается, что Афины были эвакуированы примерно в то же время, когда флот покинул Афины, чтобы занять свои позиции в Артемисионе. Вероятно, это означает май 480 г. до н.э.

Указ Фемистокла, также известный как Указ Трезена, в котором описываются подробности битвы при Саламине в 480 году до нашей эры. Сама табличка датирована III веком до нашей эры и представляет собой копию папируса V века до нашей эры. (Национальный археологический музей, Афины)
Указ Фемистокла, также известный как Указ Трезена, в котором описываются подробности битвы при Саламине в 480 году до нашей эры. Сама табличка датирована III веком до нашей эры и представляет собой копию папируса V века до нашей эры. (Национальный археологический музей, Афины)

Существует множество аргументов против достоверности этой надписи, основанных на некоторых различиях между стратегическим планом, описанным в Указе, и тем, который предположительно представлен Геродотом в «Истории». Однако если тщательно проанализировать несоответствия в повествовании Геродота, можно доказать, что Указ помогает разрешить их последовательным и логическим путем. Более конкретно, Геродот косвенно дает информацию о стратегическом плане, подобном описанному в Указе, через Дельфийские оракулы, о которых он сообщает:


Ибо, когда некоторые эмиссары, посланные из Афин в Дельфы, вошли в храм и заняли свои места (после совершения предписанных обрядов в святилище и вообще приготовились к совету с оракулом), Пифия, имя которой было Аристоника, дала им следующее пророчество:

Дураки, чего вы здесь сидите? Лети на край земли,

Оставьте свои дома и высокие высоты, опоясанные вашим городом.

Голова неустойчива, туловище шатается; ничего-

Ни ноги внизу, ни руки, ни что-то между ними —

Ничто не вечно; все обречено. Огонь снесет его,

Огонь и ожесточенная Война, спешащая на сирийской колеснице.

Многие крепости он разрушит, и не только вашу;

Многим храмам богов он подарит бушующий огонь,

Храмы, которые и сейчас стоят, мокрые от пота

И дрожа от страха, и спускаясь с крыш

Темная кровь льется, предвидя беды.

Идти! Оставьте мой храм! Окутайте свои сердца страданиями!

Эти слова совершенно обескуражили афинских эмиссаров. Предсказанная им судьба повергла их в крайнее отчаяние, но тогда Тимон, сын Андробула, который был одним из самых выдающихся людей в Дельфах, предложил им вернуться, на этот раз с ветвями мольбы, и снова обратиться к оракулу, в качестве просителей. Афиняне последовали его совету и сказали богу: «Господи, пожалуйста, уважь эти ветви, с которыми мы приходим к Тебе в качестве просителей, и даруй нам более благоприятное предсказание для нашей страны». В противном случае мы никогда не покинем ваш храм, а останемся здесь, пока не умрем». По их просьбе пророчица оракула дала им второе пророчество, которое гласило следующее:

Нет, Афина-Паллада не сможет умилостивить Зевса Олимпийского,

Хоть она и умоляет его многими словами и хитрыми доводами.

Я скажу вам еще раз и закреплю свои слова непреклонно:

А все остальное, что лежит в границах земли Кекропса,

И дол святого Киферона отдается врагу,

Дальновидный Зевс дарит тебе, Тритогенея, деревянную стену.

Только это останется нетронутым и поможет вам и вашим детям.

Вам не следует оставаться и ждать продвижения огромного войска.

Конных и пеших с материка, но повернись спиной

И уступить. Придет время и вам противостоять им.

Блаженный Саламис, ты будешь смертью сыновей матерей

Либо когда семя разбросано, либо когда оно собрано.

Это предсказание было менее суровым, чем предыдущее, и именно так думали эмиссары, поэтому они записали его и затем вернули в Афины. (Геродот VII.140-142)


Эти два оракула были фундаментально разными. Первым было общее замечание, подтверждающее неоспоримое превосходство персидских сил. Во втором содержались интересные подробности афинской стратегии, которая, наконец, была реализована. В частности, в нем указывалось главное оружие финальной битвы – флот («деревянная стена»), место ее проведения – Саламин и время ее проведения – конец сентября («когда семя рассеяно»). Интересно, что указан второй вариант времени, но с меньшей вероятностью («или когда соберется»), то есть следующей весной. Современные историки высказывают теорию, что второй оракул был изобретен ретроспективно Геродотом, который был горячим сторонником Дельф и их оракулов.

Рельеф Ленорман (410-400 гг. до н.э.), который является одним из очень редких визуальных изображений древней Греции того, как выглядела внутренняя часть триеры. (Музей Акрополя, Афины)
Рельеф Ленорман (410-400 гг. до н.э.), который является одним из очень редких визуальных изображений древней Греции того, как выглядела внутренняя часть триеры. (Музей Акрополя, Афины)

Как могло случиться, что дельфийские жрецы знали стратегию Фемистокла? Наиболее разумное объяснение связано с процедурой, которой следовали афинские послы после первого оракула. Несомненно, афиняне как просители просили представить свои аргументы против первого оракула. Это можно было сделать только в том случае, если бы жрецам были раскрыты хотя бы некоторые ключевые элементы афинской стратегии; хотя ожидается, что важные детали останутся в секрете. Второе оракул стало результатом переговоров и консультаций между афинскими посланниками и жрецами. Ведь дельфийские жрецы были заинтересованы в том, чтобы давать предсказания, не далекие от реальности, поэтому они были открыты для таких переговоров, которые помогли бы им иметь более полное представление о планах участвующих сторон. Таким образом, второй оракул включал в себя элементы реальной афинской стратегии, примерно совпадающие со стратегией, заявленной в Указе.

Более того, есть дополнительный отрывок из «Афинской конституции» Аристотеля, который еще раз подтверждает действительность Указа:


Однако три года спустя, при архонте Гипсихиде, все подвергшиеся остракизму были отозваны из-за наступления армии Ксеркса; (Аристотель 22)


Поэтому Афинская конституция согласуется с текстом Указа о том, что подвергшиеся остракизму лица были отозваны, когда архонт был еще Гипсихидом, задолго до битвы при Саламине, которая произошла при архонте Каллиаде.

Другой аргумент в поддержку указа касается экспедиции греческих войск в Темпе предположительно для защиты Фессалии. Как повествует Геродот, греческая армия под командованием спартанца Эвенета и Фемистокла высадилась в гавани небольшого фессалийского города Алос в заливе Пагаса, а затем двинулась к Темпе, бросив там свои корабли. Такая экспедиция потребует второго греческого войска для защиты кораблей. Судя по карте, Алос находится всего в 16 морских милях (около 30 километров) от Артемисиона. Поэтому армия, участвовавшая в походе на Темпе, была отправлена из лагеря Артемисиона. Вероятно, половина греческих войск двинулась к Темпе, а другая половина осталась в Артемисионе, охраняя вход в залив Пагасы и корабли, оставленные в Алосе. Если экспедиция в Темпе состоялась в июне, то основание лагеря Артемисиона произошло в мае. Поэтому Афины были эвакуированы примерно в то же время.

Следовательно, Трезенский указ, вероятно, был принят Ассамблеей весной 480 г. до н.э., а не летом. Вся эта информация подтверждает тот факт, что афинская стратегия была разработана в самом начале войны. Это дало грекам большое стратегическое преимущество.

Какую именно афинскую стратегию разработал Фемистокл? Основные элементы стратегии Фемистокла резюмируются следующим образом: все афиняне должны были подняться на борт кораблей, чтобы сражаться на море. Военно-морской флот будет разделен на два флота. Один останется в Аттике для защиты Саламина, а второй вступит в бой с врагом у Артемисиона. Основное сражение планировалось провести при Саламине ближе к концу сентября.

Таким образом, Трезенский указ не только совместим с некоторыми элементами повествования Геродота, но также помогает интерпретировать «Истории» более реалистично и правдоподобно.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Источник