Четыре дня назад утвержден герб Федеральной Территории "Сириус".
Не удивлен тому, что какие-то СМИ опубликовали новость не разбираясь — скопипастили из прочих публикаций "фигуру созвездия Большого Пса, в котором самой яркой звездой является Сириус" и "Пес — древнейшее домашнее животное, известное человечеству свыше 10 000 лет. Собаки играют огромную роль в самых разных культурах как защитники жизни и имущества человека". Это пример поверхностного взгляда на то, что находится вокруг тебя, нежелания шевелить извилинами и разбираться в деталях.
Мой анализ образа Симурга ограничен знаниями в мифологии. В то же время, не нахожу это достаточным основанием для игнорирования темы. Для подготовки статьи я использовал открытые данные с ссылками на источники.
Возникновение образа
Слово "Симург" (перс. سیمرغ) sēnmurw происходит от авест. mərəγō saēnō "птица Саэна", изначально, хищник, орёл, сокол или ястреб-перепелятник, как можно заключить из родственного санскр. śyenaḥ (श्रेनः) "хищник, орел, птица", также обозначающего божественную фигуру. Слово заимствовано армянским языком как сирамарг (սիրամարգ) "павлин".
На основе книг "Ригведа", "Махабхарата" (арийские сборники текстов, время сложения - вторая половина II тыс. до н.э. - рубеж II - I тыс. до н.э.) исследователи реконструируют общеарийский миф о священном растении Сома на вершине высочайшей мировой горы и птице Саэне, которая унесла его (похитила) в земной мир. Миф восходит к рубежу второго и третьего тысячелетий до н.э. и рассматривает образ как посредника между различными мифологическими мирами.
Зороастрийские тексты "Авеста" и "Книга царей" (около середины I тыс. до н.э) дополняют образ индоиранского Шьены-Саэны и иранского Саэны-Симурга такими представлениями:
1. Саэна-Симург пребывает на вершине "мирового дерева/горы".
2. Защищает "мировое дерево" от вредоносных созданий "нижнего мира".
3. Тяжестью своего тела стряхивает "семена всех растений" с "дерева всех семян" и они с небесными водами попадают на землю, обеспечивая в конечном итоге пропитание людей.
4. Покровительство отдельных людей и человеческих коллективов.
В зороастрийских источниках Саэна описан как "птица-собака". Изначально, у индоиранцев он мыслился как гигантский (эпичный, сказочный) орёл. Под воздействием более поздних языковых процессов "птица на вершине" превратилась в "птицу с грудью". Ее отождествили с млекопитающей летучей мышью, зороастрийский источник "Бундахишн" сообщает:
"...Два (вида) имеют грудное молоко и выкармливают (своих) детенышей. Сенмурв и летучая мышь летают по ночам. Летучая мышь сотворена из трех видов (животных): зубастой собаки, (птицы) и мускусного (животного), так как она летает, как птица, (имеет) много зубов, (как собака), и живет в (норе), как мускусное (животное) "
С укреплением Сасанидской державы зороастризм стал государственной религией и образ Сэнмурва закрепился в виде собаки-птицы. В то же время, в скифо-сарматском мире это превращение не затронуло исходный облик древнейшей гигантской хищной птицы. С арабским завоеванием и распространением ислама на Востоке, собака-птица Сенмурв превратилась в декоративный мотив, а исламские писатели стали делать акцент на птичих чертах Сэнмурва и полете души.
Значение образа
Образ Симурга трактуют по-разному. Его воспринимают как птицу справедливости и счастья, в некоторых мифах Симург появляется как сторож на горе, отделяющей наш мир от потустороннего. Вооруженное добро.
В азербайджанских сказках Симург помогает нуждающимся, перевозит людей, одаривает перьями, которые можно сжигать, чтобы позвать Симурга на помощь. Драконы (летучие змеи) съедают яйца Симурга, чтобы не давать птице размножаться.
В зороастрийских "Яштах" (старая часть "Авесты", гимны Ахура-Мазде) говорится, что "Симург сидит под деревом посреди океана Воурукаша, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносит по всему свету".
Бертон приравнивает Симурга к скандинавскому орлу, который, согласно Младшей Эдде, наделен всезнанием и гнездится в ветвях Вселенского Древа, называемого Иггдрасиль.
Абулькасим Фирдоуси в поэме I века описывает Симурга:
"...Увидишь ты гору главою до туч, Там - птицу, чей облик суров и могуч. Симургом зовут его; полного сил, Его я с крылатой горой бы сравнил."
Исследователь Н. Я. Марр пришел к выводу, что Симург это посредник между верхним духовным миром и нижним земным, несет функции пророка и божественного вестника.
Суфийский писатель Фарид-ад-Дин Аттар в "Мантик-аль-Тайр" ("Беседа птиц", "Собрание птиц", XIII век) представляет Симурга как метафору Бога, конечной целью духовного пути. По сюжету, 30 птиц проходят ряд препятствий в поисках легендарного короля Симурга. В начале птицы показывают малодушие, но проходят препятствия в виде семи долин, по числу семи чувств человека. Концовка связана с суфийским учением, в котором Бог не существует отдельно от мира, а отражается в сумме всего существующего. В конце пути птицы понимают, что имя царя означает "тридцать птиц", а правитель это и есть они сами.
***
Все написано до нас, остается разобраться в значении образа для нашей ситуации.
В большей мере готов согласиться с председателем Совета ФТ Сириус, чем с неизвестным журналистом: "Мы можем гордиться, что сумели воплотить в нем [гербе] все смыслы федеральной территории “Сириус“, связанные с постоянным стремлением к знаниям, раскрытием талантов, духовным и культурным развитием.
Для меня главный смысл в том, что Сириус — это мы. Чтобы прийти к успеху, не смотря на препятствия, мы должны в первую очередь идти.