Отзвенел первый звонок, прошел первый урок, начались учебные будни. В начале учебного года, хочется напомнить мамам и папам о таком недопустимом явлении как травля. Наше общество сейчас переживает очередной период турбулентности, оно далеко от стабильности и процветания, пытается приспособится к меняющимся условиям и правилам, раздражено и тревожно, его будущее неясно. Все эти факторы увеличивают уровень насилия. Не надо думать, что дети находятся в закрытом инкубаторе и счастливом неведении – общая напряженность социума влияет и на них.
По статистике каждый третий школьник в нашей стране сталкивается с буллингом в тои или иной степени со стороны сверстников в школе. Чаще это словесная агрессия, например, оскорбительные прозвища или намеренное демонстративное игнорирование (бойкот). Реже — физическая в виде толчков, подножек или избиения.
Детская, а особенно подростковая среда совсем недобрая. Она учит детей выживать и приспосабливаться в окружающей, не всегда дружелюбной атмосфере. И буллинг, насмешки над одноклассниками или теми, кто младше – привычное дело, даже если кажется, что повода нет.
Повод для буллинга может быть абсолютно любым (не так посмотрел, не так ответил, не там прошел, не в то одет, не с тем дружишь), но причины одинаковые: с одной стороны — внутренняя неуверенность агрессора, его желание компенсировать свою несостоятельность и малоценность в своих глазах и своего окружения за счет подавления и унижения другого. Ну и ещё потому, что ... можно. Часто, нападающая сторона уверена в своей безнаказанности. А с другой - неспособность жертвы защитить себя или обратиться за помощью, её одиночество перед агрессором.
Общество время от времени содрогается от ужаса, когда становиться известно о фактах зверских избиений и издевательств подростов над своими сверстниками. И очень часто эти случаи становятся известными ТОЛЬКО благодаря видео, которое участники нападения начинают рассылать в соцсетях и мессенджерах своим друзьями и знакомым или когда о фактах нанесения телесных повреждений сообщают медицинские учреждения.
За каждым случаем детской жестокости, выходящей за рамки общечеловеческой нормы, стоят взрослые. Точнее их безразличие, бездействие, а иногда и прямая инициатива.
Уверена, чтобы дошло до таких крайностей, нужно немалое время, которое было упущено взрослыми – родителями и педагогами. Ведь дети часто скрывают свои проблемы и неудачи в школе из нежелания расстраивать родителей или получить наказание.
Буллинг со стороны преподавателей также не редкое явление в наших школах и колледжах. Нередко учитель сам выступает зачинщиком травли в классе, дает понять остальным детям, что с этим учеником можно поступать жестко, «воспитывать» его. Занижение оценок, обидные насмешки и публичные унижения ученика могут послужить сигналом «фас» для остальных детей. Редкий день проходит без сообщения СМИ об очередном случае издевательств и избиений детей и подростков их сверстниками или преподавателями. Пожалуйста , вот вам примеры:
В начале учебного года, в Уфе преподаватель автотранспортного колледжа обмотала студенту скотчем голову (заклеивала рот) за плохое поведение: «Так тебе понятно – что мешать мне нельзя?»
В сентябре этого года в Красноярском крае, педагог- психолог во время урока сначала оскорбила, а потом и ударила ученика 4-го!!! класса стоявшего у доски. Кто-то из учеников снял видео на телефон, благодаря чему инцидент получил огласку.
Совсем свежий случай произошел в Омской области. Там в октябре в одном из детских домов 16 - летняя староста группы избила, а затем заставила мыть унитазы голыми руками, воспитанницу этого же детского дома, опоздавшую на ужин. Об этом стало известно только благодаря очередному видео, которое сделали и выложили в сеть участники - свидетели "наказания". Я посмотрела это видео: здоровенная деваха, раза в 2 больше своей жертвы, со всей силы хлещет её по щекам, избиваемая девушка не то что не даёт отпора, даже не делает слабой попытки защититься или уклониться. У меня возникло ощущение, что смотрю хронику нацистских лагерей: надзирательница - садистка издевается над узницей. Одной позволено все, другой - ничего. Как оказалось, подобные инциденты в этом детдоме случались и ранее, с попустительства и халатности местных педагогов. По этому факту возбуждено уголовное дело против директора учреждения.
Как остановить буллинг:
1. Родителям нужно внимательно следить за настроением ребенка с каким он возвращается/собирается из школы/в школу. Не типичное поведение ребенка, нежелание рассказывать о школе, о том, что происходит на уроках и после них, могут служить тревожными сигналами, что что-то не так!
2. Как только стало известно о случаях травли можно попробовать урегулировать конфликт своими силами. Нужно незамедлительно поговорить со всеми участниками — родителями и детьми с обеих сторон. Если конфликт не удается погасить в его начале или родители агрессора, по каким-то причинам не идут на контакт или предпочитают не замечать складывающейся нездоровой ситуации - обязательно привлечь классного руководителя, школьного психолога, директора и других значимых взрослых, имеющих авторитет в глазах участников буллинга.
3. Если не получается разрешить конфликт на уровне школы — обратиться в Управление образования по району или Департамент образования по региону, как вариант, временно перевести ребенка на домашнее обучение.
4. В случае если ничто не помогает: травля продолжается и агрессивность нарастает - сменить школу или даже район проживания, если травля вышла за стены школы. В любом случае важно не молчать!!! Не надеяться, что «повзрослеют - поумнеют» и с возрастом это пройдет! Нужно, как можно громче, озвучивать проблему в соцсетях, записывать видео и аудио-доказательства буллинга, разговаривать с родителями, детьми, педагогами, психологами, в случае необходимости, привлечь правоохранительные органы - писать заявление в прокуратуру .
Последствия травли
Последствия для жертв травли могут быть как кратковременными, так и долговременными и проявляться во взрослой жизни. Психологические травмы не заживают никогда и подспудно дают о себе знать постоянно: в каждой семейной ссоре, в конфликтной ситуации на работе, в общественном транспорте и на дороге. Жертвы буллинга сталкиваются с соматическими и психологическими проблемами, например, депрессией, тревожностью, заниженной самооценкой, заболеваниями, имеющими психосоматическую природу: головные боли, кожные и аллергические проявления, расстройства ментального здоровья (РПП, ОКР, ПТСР).
На федеральном уровне существует интернет - платформа для помощи жертвам буллинга, где помощь детям, родителям и учителям оказывают юристы и детские психологи, вот ссылка: https://травлинет.рф/
И недавно видела информацию, что буквально с октября начнет свою работу бесплатная психологическая онлайн помощь детям - жертвам буллинга.
Берегите себя и своих близких!
Понравилось? Ставьте лайки и подписывайтесь!
Еще больше психологии вы найдете в моём телеграмм-канале https://t.me/turtanoval_psy