Приветствую вас на канале Авиатехник! В этой статье мы поговорим с вами об истории самолётов de Havilland DH.106 Comet, которые внесли значительный вклад в развитие всех последующих реактивных авиалайнеров. Эти машины стали первопроходцами в сфере пассажирских авиаперевозок на реактивных самолётах, путь их был весьма тернист и не обошелся без человеческих жертв.
de Havilland DH.106 Comet начали бороздить небо ещё до появления советских Ту-104. Первый прототип "Кометы" поднялся в воздух в 1949 году. Первые годы эксплуатации складывались очень хорошо: уже в 1952 году начались коммерческие рейсы, в 1953 - первый трансатлантический перелёт в Канаду с двумя посадками. Всего 36 часов уходило на перелёт "Кометы" из Лондона в Токио (поршневые самолёты проходили то же расстояние лишь за 85 часов!). Это был настоящий триумф. Правда, на дальнейшую судьбу самолёта повлияла серия загадочных катастроф, в ходе которых погибло около 100 человек.
"Кометы" без видимых причин почти мгновенно разрушались в воздухе. Первый случай произошел 2 мая 1953 года вскоре после вылета самолёта из Калькутты (восток Индии). В ходе расследования все "шишки" списали на грозу, в которую якобы попал самолёт. На этом катастрофы не закончились. 10 и 8 апреля 1954 года над Средиземным морем два самолёта DH.106 Comet разрушились в воздухе при благоприятных погодных условиях, что сразу отметало версию первой катастрофы, связанной с грозой. После этих катастроф полёты "Кометы" были запрещены до установления всех причин произошедшего.
Обломки одного из самолётов были перевезены в Фарнборо, где лучшие авиационные инженеры и конструкторы Британии выясняли все обстоятельства катастрофы.
Дабы восстановить все условия перед началом катастрофы, инженерам пришлось проявить изобретательность. За шесть недель был построен огромный резервуар, наполненный водой, куда поместили целый фюзеляж "Кометы". Давление воды создавало такую же нагрузку, как и давление сжатого воздуха, подаваемого в кабину во время полёта на большой высоте.
Чтобы имитировать процесс полёта, консоли крыла, выступающие с обеих сторон резервуара, подверглись принудительной вибрации в течении трёх тысяч часов (срок, который соответствовал почти двум годам эксплуатации самолёта). Здесь и прятался ключ к разгадке серии катастроф - во время долгих испытаний произошла поломка.
Как оказалось, всему виной было усталостное разрушение металлической обшивки фюзеляжа, с которой инженерам пришлось столкнуться впервые на подобной технике. Дело в том, что на винтовых самолётах с этим явлением никто не сталкивался, так как они летали на меньшей высоте, в сравенении с реактивными пассажирскими самолётами. С увеличением высоты полёта, атмосфера становилась более разрежённой, а нагрузки от внутреннего давления конструкции возрастали. Это и приводило к непоправимым последствиям. Все последующие модификации "Кометы" были доработаны. Данные наработки легли в основу всех будущих пассажирских реактивных самолётов мира, в том числе и современных.
Выгодные покупки на Яндекс Маркете! Быстрая и удобная доставка! Ознакомиться подробнее: https://ya.cc/m/yQL7pTC?erid=F7NfYUJRWv19YrRf4uZD
«Реклама»
ООО Яндекс, ИНН 7736207543
erid: F7NfYUJRWv19YrRf4uZD
Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
Поддержать канал материально можно по ссылке ниже (так вы поможете каналу в развитии): https://yoomoney.ru/to/410016426573923