Меня много раз спрашивали, в чем настоящее различие между мулатами, метисами и креолами. Обо всех этих ребятах, а также еще некоторых - рассказываю ниже.
Начнем, друзья мои, с метисов. Слово это идет от искаженного латинского misticius - "смешанный". Обычно так называют детей от смешанных расовых браков - чаще всего индейцев и европейцев (изначальное значение). Но в нашей стране так зовут, к примеру, потомков и от браков русских женщин, скажем с турками, арабами или кавказцами. В мире также могут назвать и детей от браков европейцев с азиатками.
Мулаты - здесь все значительно проще. Слово идет от испанского mulo — мул, (гибрид осла и кобылы). Так испанцы еще в XVI-м столетии принялись называть детей белых мужчин от черных невольниц. Ныне так именуются все потомки европейско-африканских браков.
Есть, кстати, еще более тонкие градации мулатов - квартероны (негры на 1/4), октороны (на 1/8) и даже мустафино (1/14 и менее).
Впрочем, по американским законам One Drop Rule ("Правило одной капли крови") все эти ваши мустафино считались обычными черными людьми. И соответственно, подвергались положенной расовой сегрегации.
А вот "креолами" (от латинского creare «создавать, взращивать») прежде обычно называли европейцев, родившихся в Новом свете - чаще всего в испанских или португальских колониях. Индейской или африканской крови у них могло и не быть. Однако "настоящие" европейцы все равно к ним с пренебрежением относились. Что и привело к тому факту, что Латинская Америка однажды взбунтовалась и стала независимой.
Сегодня под креолами чаще всего разумеют смешанных жителей разных там островов вроде Сейшельских остров, чьих предков-рабов некогда свезли в одно место европейские колонизаторы. Что сами уже толком не разумеют где их подлинные расовые корни. И которые говорят на креольских языках - ломанном французском, испанском, английском. Как например, тот же креольский язык Гаити.
Кстати, есть еще и малоизвестный у нас расовый тип самбо - так в южной Америке именуют потомков от индейско-африканских браков. Самбо нередко встречаются в обширных лесах той же бразильской Амазонии.
А вот если в человеке сольются европейская, африканская и индейская кровь, то получится уже то, что в XIX-м столетии французы именовали словечком "меланжен" (смешанный).
Ну а бразильцы пошли еще дальше. Если человек уже сам толком не может сказать, какие у него расовые корни, то бразильцы его назовут просто "парду" (от португальского pardo - "серый"). Если перед нами парду - значит там и европейцы, и индейцы, и африканцы, и даже азиаты возможно постарались - просто лень разбираться. К парду сегодня относится до половины всего наличного населения Бразилии.