Найти в Дзене
О чем кричит редактор

СЦЕНЫ, ДВИГАЮЩИЕ СЮЖЕТ И НЕ ДВИГАЮЩИЕ СЮЖЕТ

Фото А.Гутиевой, на фото колода метафорических карт для творческих процессов "Творчество души"
Фото А.Гутиевой, на фото колода метафорических карт для творческих процессов "Творчество души"

Отовсюду звучит, что сцены, которые не двигают сюжет, должны быть исключены из текста. Авторы сопротивляются такой постановке вопроса, считая, что нужны сцены, в которых, может, и ничего не происходит, но зато главный герой отдыхает, занимается обычной жизнью или общается с кем-то просто так, ведь это раскрывает героя, дает ощущение «жизненности» героя, к тому же, и самому автору и читателю хочется передохнуть от череды событий.

Опыт работы с рукописями показывает, что такой подход не работает. Рукописи загромождаются описаниями незначительных вещей, действий персонажей, которые якобы раскрывают их как живых людей. Вот герой сидит в своей комнате, слушает музыку, надевает какую-то особую кофту, которая каким-то особым образом пахнет, о чем-то напоминает, вызывает у героя какие-то чувства. И вот вроде автор описал на несколько страниц в деталях героя. А я говорю – убирайте к чертовой бабушке все это. Потому что сцена ни о чем. А если точнее - какую роль сыграла эта сцена в общем повествовании? Я вижу рукописи по 20 и больше авторских, порой с отличным содержанием, хорошей идей, но которые надо в два раза (!) сокращать только за счет сцен, которые никак не двигают сюжет.

Что же такое «двигать сюжет»?
Предположим, у нас есть события в тексте, которые ведут к развязке. С ними все понятно. Но мы прекрасно понимаем, что читателю действительно нужно в какие-то моменты отдыхать от событийности. И тут нам понадобятся пустые на события сцены. А теперь внимание! Если у нас не происходит внешних событий, то должно происходить внутреннее событие. Если ваш герой остался наедине с собой, то он не просто слоняется по комнатам, рассматривая фотографии или пересказывая уже случившиеся события. Он должен совершать внутреннее действие. Что это?

Наш герой должен обдумывать и переживать определенный процесс – будь то анализ событий и его роли в них, будь то смятение чувств, будь то спор ума и сердца (хочу то, чего нельзя хотеть). То есть внешне с героем ничего не происходит, но внутренне совершается действие. Идет процесс, который приведет героя к следующему событию.

Например, женщина возвращается после вечеринки домой. До этого момента события были бурными, много диалогов, много сценок-действий, и вот она остается одна и ничего не происходит. И мы даем ей время осмыслить происходящее с ней и вокруг нее. И она начинает думать о том, что некий мужчина ведет с ней неподобающе, она понимает, что он ее подсадил на крючок, она прочитает про манипуляторов, и мы увидим, что умом она все понимает, но ее мысли перебивают ее чувства – желание прикоснуться к нему, доказать ему что-то. Она видит светлые картинки будущего, потом снова успокаивает себя - не лезь к нему. К концу этого процесса она сдается, признает, что у нее любовь любовная, и будь что будет. И это все описано примерно на абзац или на страничку (а не на пять -двадцать страниц). И ведет ее внутреннее действие к событию – она попадает в лапы этого жуткого мужика. При этом описание ее внутренних метаний может перемежаться с описанием бытовых процессов – ванну налила, кофе сделала, кота погладила, в зеркале морщины разглядела. Я же чаще всего в рукописях вижу только эту внешнюю бессмысленную мельтешню – и кота погладила, и кофе налила, и особым взглядом смотрела в окно и ничего это все не значит. А должно.

Есть вариант, когда не нужно описывать внутренние процессы, когда внутреннее действие показано косвенно.

Многие увлекаются зарисовками дня. Как бы замечательно не умели обращаться с языком, напоминаю,
стиль – про умение точно выразить смысл, а не про описывание бессмысленных действий и вещей. Так вот, если ваш герой идет на кухню налить чай, весь такой задумчивый, утренний и это ни о чем нам не расскажет, кроме того, что он решил попить чай, к черту сцену с чаем. Мы задаем вопрос к каждой сцене – о чем эта сцена нам говорит, какой в ней смысл. Потому что у сцены с чаем может быть смысл – допустим показать, что наш герой нервничает. И он просыпает мимо сахар, и проливает себе на ноги кипяток, а чай в итоге не выпивает – можно без описания внутреннего действия понять, что герой нервничает. Нам интересно, а чего он так распсиховался, и мы читаем дальше.

Те, кто учился у меня на курсах, знают, что писатели держат читателя в напряжении разными способами. Речь идет не о том, чтобы из сцены в сцену создавать невероятный экшн и накал страстей – это утомляет, а когда читатель утомляется от накала действий и эмоций, ему становится скучно. Мы работаем с текстом очень хитро – мы сами создаем скуку, мы создаем затишье, мы скрываем информацию, мы заставляем героев совершать ошибки, - но это все намеренный ход, мы работаем с подсознанием, мы работаем с противоречивыми эмоциями читателя. Но срабатывает это все лишь тогда,
когда мы точно знаем, зачем нам та или иная сцена, о чем она сообщает читателю, и какую роль играет в общей цепи событий: создает ли внутреннее, эмоциональное напряжение или работает на внешнюю событийность.
______________________________________
Анна Гутиева, литературный редактор
Редактирование, разбор рукописей, консультации