Всем известны имена первопроходцев космонавтики: первым был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, а вторым - американский астронавт Алан Бартлетт Шепард-младший (Alan Bartlett Shepard Jr.).
В 1961 году эти двое героев стали символами начала космической эры. Однако довольно часто встречаются сравнения их полетов, делая акцент лишь на величине достигнутых показателей:
- 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин осуществил полноценный орбитальный полёт вокруг Земли, став первым человеком, побывавшим в космосе. Его миссия на корабле Восток-1 длилась 108 минут и завершилась успешной посадкой.
- Через несколько недель, 5 мая 1961 года, Алан Шепард стартовал на ракете Mercury-Redstone-3, но траектория полета была суборбитальной, а продолжался он 15 минут.
Такое сравнение видимо должно продемонстрировать, или скорее проманипулировать человеком в политических целях, дескать американская техника и научная мысль в те годы безнадежно отстали от советских разработок. В этом нет ничего удивительного: сравнение всегда идет впереди понимания.
Выбор суборбитальной траектории для первого пилотируемого запуска был продиктован NASA не столько техническими ограничениями, сколько пошаговым планированием и оценкой рисков. Это был первый для США космический полёт с человеком на борту, и в первую очередь специалисты отрасли хотели удостовериться, что человек может безопасно совершить полет и вернуться обратно.
В любом случае, урезание всей карьеры Алана Шепарда до сравнения его первого полета с полетом Юрия Гагарина — это несправедливость по отношению к его многогранной и яркой биографии. Да, Гагарин был первым, и это великолепное достижение СССР. Но Шепард был не просто вторым. Он был американским пионером, который открыл двери в космос для США. Сравнивая эти два исторических полета, важно помнить, что оба космонавта были первопроходцами, а их миссии — выдающимися техническими достижениями для своего времени. Они оба были героями, которые внесли свой вклад в историю космических исследований, и их достижения заслуживают уважения без ненужных сравнений.
Поэтому сегодня мы расскажем о жизненном пути первого американского астронавта более подробно.
Пожалуй стоит начать с того, что Алан Шепард - ветеран второй мировой войны. В 1944 году, когда мировой конфликт бушевал в разных частях земного шара, Шепард поступил на службу на эсминец флота США. В эти годы он принимал участие в нескольких масштабных военных операциях в Тихом океане, включая операцию на Окинаве – одну из самых кровопролитных и решающих в войне с Японией.
Алан Шепард поступил в Военно-морскую академию США в Аннаполисе, штат Мэриленд, где получил бакалавра в 1944 году. Из-за войны студенты академии выпускались раньше обычного, поэтому Шепард получил свой диплом за три года вместо обычных четырех. Сразу после этого он был назначен на эсминец USS Cogswell (DD-651), который входил в состав Тихоокеанского флота. На эсминце Шепард начал свою службу в звании младшего лейтенанта в возрасте 21 года.
После завершения войны Шепард не оставил службу. Однако мирное время предоставило ему возможность переориентироваться на авиацию. Переход из флота в авиацию был довольно распространенным явлением в США тех лет, и многие моряки искали новые горизонты и вызовы в небе.
Став пилотом, Шепард был втянут в мир испытаний новейших для того времени реактивных самолетов. В 1950-х годах он тестировал ряд новых и модернизированных моделей техники военно-воздушных сил США. Ему довелось проявить себя пилотом-испытателем на таких машинах, как:
- North American FJ-1 Fury – ранняя модель реактивного истребителя для ВМС США.
- Vought F8U Crusader – сверхзвуковой истребитель, использовавшийся во ВМФ и Морской пехоте США.
- Douglas A-4 Skyhawk – легкий одноместный самолет, активно использовавшийся во Вьетнамской войне.
- Lockheed T-33 – тренировочный самолет, позволяющий освоиться на реактивных машинах.
- Bell X-1 – первый сверхзвуковой исследовательский самолет.
Каждый такой полет представлял собой комбинацию опасности и научного исследования – именно то, что в дальнейшем пригодится Шепарду в космосе. К 1960 году, когда NASA начала отбор кандидатов для своей первой программы пилотируемых полетов, Алан Шепард уже был опытным пилотом-испытателем с богатым опытом управления различной техникой. Также он обладал массой полезных качеств, приобретенных во время реальных боевых действий, что сделало его идеальным кандидатом для новой эры космических исследований.
Шепард прошел отбор в первый отряд астронавтов NASA, который исторически получил имя Меркурий-7 (по числу семерых астронавтов в этом отряде). На выбор в его пользу в качестве первого американца в космосе, повлияло множество факторов: опыт военных лет, навыки пилота-испытателя, отличная физическая форма и, несомненно, личные качества – упорство, решительность и способность принимать быстрые решения в критических ситуациях.
Целью миссии Freedom-7, для которой был выбран Шепард, было достижение суборбитальной траектории и безопасное возвращение на Землю. Этот полёт имел огромное значение для США: он демонстрировал технические достижения страны и открывал возможность для освоения космоса гражданами этой страны.
Для осуществления этого полёта использовалась ракета Redstone. Хотя она не могла отправить космический корабль на орбиту вокруг Земли, как советский Восток-1, но она была способна обеспечить короткое пребывание в космосе, подняв капсулу с первым астронавтом на высоту 186 километров над уровнем моря. 5 мая 1961 года Алан Шепард стал первым американцем, который побывал в космосе. Его полёт длился всего 15 минут, но этого было достаточно для того, чтобы понять основные принципы полёта в условиях невесомости и осуществить безопасное возвращение домой. Результаты миссии стали фундаментом для дальнейших пилотируемых полетов NASA и подтвердили потенциал американской космонавтики.
После этого события казалось, что активные космические полеты Шепарда только начинаются. Он был даже включен в планы ближайших последующих полетов в рамках миссий Gemini. Однако внезапно в его жизни произошел поворот, который мог бы поставить крест на его карьере астронавта.
В 1963 году Шепард столкнулся с проблемой, которая ощущалась непреодолимой – у него была диагностирована болезнь Меньера. Это заболевание внутреннего уха приводит к резким головокружениям, проблемам с вестибулярным аппаратом и ухудшению слуха. Для астронавта, чья профессия требует исключительной физической подготовки и способности работать в экстремальных условиях, это был настоящий удар.
NASA была вынуждена временно отстранить Шепарда от участия в космических миссиях. Он перешел на административную должность в NASA, однако не утратил надежды вернуться в ряды действующих пилотов.
Через несколько лет после диагноза Шепард решает пройти хирургическое лечение. В то время операции на внутреннем ухе были довольно рискованными, но, благодаря хирургическому мастерству доктора Уильяма Хауса, его состояние значительно улучшилось (позже Шепард неоднократно тепло вспоминал своего врача, и даже говорил о дружбе с ним). Путь к восстановлению был трудным. Шепард подвергался интенсивной реабилитации, стараясь восстановить свои рабочие функции. Его целеустремленность и упорство в итоге дали свои плоды – несмотря на все опасения администрации, Алан Шепард был возвращен в отряд астронавтов.
После успешного восстановления здоровья Алана Шепарда и его возвращения в активный отряд астронавтов, перед ним открылась возможность участия в одной из самых амбициозных программ NASA – лунной программе Аполлон. Судьба подарила Шепарду шанс стать одним из немногих людей, ступивших на поверхность Луны.
Выбор Шепарда для участия в миссии Аполло-14 не был случайным. Его предыдущий опыт, мастерство и репутация первого американца в космосе придавали особый символизм для такого рода миссии. Однако контекст этого полета был особенным. Ведь предшествующая миссия, Аполло-13, столкнулась с критической аварией в ходе полета, из-за которой пришлось отменить посадку на Луну и возвращать экипаж обратно на Землю.
Таким образом, Аполло-14 был не просто очередным полетом к Луне - это была миссия, направленная на восстановление доверия ко всей лунной программе.
Полет в рамках миссии Аполло-14 начался 31 января 1971 года. Все этапы, от старта до прибытия к Луне, прошли без серьезных проблем. 5 февраля лунный модуль Антарес успешно приземлился в регионе Фра Мауро. Это было первое приземление на гористую местность Луны. Двое астронавтов, Алан Шепард и Эдгар Митчелл, успешно совершили посадку на борту лунного модуля, и провели два выхода на поверхность. Во время выходов они занимались сбором лунных образцов (на Землю тогда было доставлено 42 кг реголита) и установкой научного оборудования. На орбите Луны в командном модуле в это время находился третий член экипажа - Стюарт Руса. В общей сложности Шепард и его напарник провели на Луне 33 часа, девять из которых - непосредственно за пределами своего модуля.
Однако помимо полезной работы, Шепард ухитрился отдохнуть и повеселиться прямо во время пребывания на Луне. Специально для этого он взял с собой клюшку для гольфа и несколько мячей - и использовал их по прямому назначению, совершив несколько гольф-ударов прямо на лунной местности. Вероятно, так Шепард продемонстрировал свое чувство юмора и привнес человечность в такую далекую и враждебную среду.
После успешного завершения всех задач миссии, Аполло-14 благополучно вернулся на Землю 9 февраля. Для первого американского астронавта – это было венцом его карьеры, и подтверждением того, что даже самые крупные жизненные невзгоды можно преодолеть.
После успеха лунной миссии, Шепард продолжал службу в NASA, но его дни в космосе были уже позади. Он взял на себя административные обязанности и использовал свой опыт для наставления молодых астронавтов (во время полета на Аполло-14, ему было уже 47 лет). Однако к 1974 году Шепард принял решение и вовсе завершить свою службу в космическом агентстве и направить свои силы на другие, более приземленные проекты.
Покинув NASA, он обратил свое внимание на бизнес, основав компанию по корпоративному консалтингу. Эта инициатива оказалась успешной, и Шепард стал выдающимся бизнесменом, доказав, что его таланты не ограничиваются космосом.
Но несмотря на успехи в бизнесе, Шепард не забывал о своем космическом прошлом. Вместе с соавтором, другим астронавтом Дональдом Слейтоном, он написал книгу Moon Shot, в которой рассказывал о своем опыте в космических полетах и о трудностях, которые приходилось преодолевать на пути к освоению внеземного пространства.
Алан Шепард ушел из жизни в 1998 году, в возрасте 74 лет, навсегда оставшись в сердцах людей как герой освоения космоса.
Однако, интересный факт заключается в том, что наследие Алана Шепарда прослеживается не только в сфере космонавтики, но и в его семье. В 2021 году его старшая дочь, Лора Шепард, стала космическим туристом, поднявшись на борт суборбитальной ракеты от компании Blue Origin - таким образом, она повторила полёт своего отца, совершенный за 60 лет до этого. Кстати, эта ракета имеет название New Shepard - именно в честь первопроходца. Этим полетом она не только подтвердила, что астронавтика у семьи Шепардов в крови, но и показала, что исследование космоса становится доступным для все большего количества людей.