Найти тему
GigaScience

Первый американский астронавт. Измеряем "крутизну".

Всем известны имена первопроходцев космонавтики: первым был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, а вторым - американский астронавт Алан Бартлетт Шепард-младший (Alan Bartlett Shepard Jr.).

В 1961 году эти двое героев стали символами начала космической эры. Однако довольно часто встречаются сравнения их полетов, делая акцент лишь на величине достигнутых показателей:

  • 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин осуществил полноценный орбитальный полёт вокруг Земли, став первым человеком, побывавшим в космосе. Его миссия на корабле Восток-1 длилась 108 минут и завершилась успешной посадкой.
  • Через несколько недель, 5 мая 1961 года, Алан Шепард стартовал на ракете Mercury-Redstone-3, но траектория полета была суборбитальной, а продолжался он 15 минут.

Такое сравнение видимо должно продемонстрировать, или скорее проманипулировать человеком в политических целях, дескать американская техника и научная мысль в те годы безнадежно отстали от советских разработок. В этом нет ничего удивительного: сравнение всегда идет впереди понимания.

Астронавту Алану Шепарду помогают снять скафандр на борту авианосца USS Lake Champlain после успешного суборбитального полета 5 мая 1961 года.
Астронавту Алану Шепарду помогают снять скафандр на борту авианосца USS Lake Champlain после успешного суборбитального полета 5 мая 1961 года.

Выбор суборбитальной траектории для первого пилотируемого запуска был продиктован NASA не столько техническими ограничениями, сколько пошаговым планированием и оценкой рисков. Это был первый для США космический полёт с человеком на борту, и в первую очередь специалисты отрасли хотели удостовериться, что человек может безопасно совершить полет и вернуться обратно.

В любом случае, урезание всей карьеры Алана Шепарда до сравнения его первого полета с полетом Юрия Гагарина — это несправедливость по отношению к его многогранной и яркой биографии. Да, Гагарин был первым, и это великолепное достижение СССР. Но Шепард был не просто вторым. Он был американским пионером, который открыл двери в космос для США. Сравнивая эти два исторических полета, важно помнить, что оба космонавта были первопроходцами, а их миссии — выдающимися техническими достижениями для своего времени. Они оба были героями, которые внесли свой вклад в историю космических исследований, и их достижения заслуживают уважения без ненужных сравнений.

Поэтому сегодня мы расскажем о жизненном пути первого американского астронавта более подробно.

Слева - фотокарточка Шепарда во время обучения пилотированию, справа - подготовка Шепарда к первому космическому полету.
Слева - фотокарточка Шепарда во время обучения пилотированию, справа - подготовка Шепарда к первому космическому полету.

Пожалуй стоит начать с того, что Алан Шепард - ветеран второй мировой войны. В 1944 году, когда мировой конфликт бушевал в разных частях земного шара, Шепард поступил на службу на эсминец флота США. В эти годы он принимал участие в нескольких масштабных военных операциях в Тихом океане, включая операцию на Окинаве – одну из самых кровопролитных и решающих в войне с Японией.

Алан Шепард поступил в Военно-морскую академию США в Аннаполисе, штат Мэриленд, где получил бакалавра в 1944 году. Из-за войны студенты академии выпускались раньше обычного, поэтому Шепард получил свой диплом за три года вместо обычных четырех. Сразу после этого он был назначен на эсминец USS Cogswell (DD-651), который входил в состав Тихоокеанского флота. На эсминце Шепард начал свою службу в звании младшего лейтенанта в возрасте 21 года.

После завершения войны Шепард не оставил службу. Однако мирное время предоставило ему возможность переориентироваться на авиацию. Переход из флота в авиацию был довольно распространенным явлением в США тех лет, и многие моряки искали новые горизонты и вызовы в небе.

Истребитель FJ-1 Fury - один из первых реактивных самолетов США, был разработан в 1946 году.
Истребитель FJ-1 Fury - один из первых реактивных самолетов США, был разработан в 1946 году.

Став пилотом, Шепард был втянут в мир испытаний новейших для того времени реактивных самолетов. В 1950-х годах он тестировал ряд новых и модернизированных моделей техники военно-воздушных сил США. Ему довелось проявить себя пилотом-испытателем на таких машинах, как:

  • North American FJ-1 Fury – ранняя модель реактивного истребителя для ВМС США.
  • Vought F8U Crusader – сверхзвуковой истребитель, использовавшийся во ВМФ и Морской пехоте США.
  • Douglas A-4 Skyhawk – легкий одноместный самолет, активно использовавшийся во Вьетнамской войне.
  • Lockheed T-33 – тренировочный самолет, позволяющий освоиться на реактивных машинах.
  • Bell X-1 – первый сверхзвуковой исследовательский самолет.

Каждый такой полет представлял собой комбинацию опасности и научного исследования – именно то, что в дальнейшем пригодится Шепарду в космосе. К 1960 году, когда NASA начала отбор кандидатов для своей первой программы пилотируемых полетов, Алан Шепард уже был опытным пилотом-испытателем с богатым опытом управления различной техникой. Также он обладал массой полезных качеств, приобретенных во время реальных боевых действий, что сделало его идеальным кандидатом для новой эры космических исследований.

Первый отряд астронавтов США - "Mercury-7". Шепард на фото - слева вверху.
Первый отряд астронавтов США - "Mercury-7". Шепард на фото - слева вверху.

Шепард прошел отбор в первый отряд астронавтов NASA, который исторически получил имя Меркурий-7 (по числу семерых астронавтов в этом отряде). На выбор в его пользу в качестве первого американца в космосе, повлияло множество факторов: опыт военных лет, навыки пилота-испытателя, отличная физическая форма и, несомненно, личные качества – упорство, решительность и способность принимать быстрые решения в критических ситуациях.

Целью миссии Freedom-7, для которой был выбран Шепард, было достижение суборбитальной траектории и безопасное возвращение на Землю. Этот полёт имел огромное значение для США: он демонстрировал технические достижения страны и открывал возможность для освоения космоса гражданами этой страны.

Для осуществления этого полёта использовалась ракета Redstone. Хотя она не могла отправить космический корабль на орбиту вокруг Земли, как советский Восток-1, но она была способна обеспечить короткое пребывание в космосе, подняв капсулу с первым астронавтом на высоту 186 километров над уровнем моря. 5 мая 1961 года Алан Шепард стал первым американцем, который побывал в космосе. Его полёт длился всего 15 минут, но этого было достаточно для того, чтобы понять основные принципы полёта в условиях невесомости и осуществить безопасное возвращение домой. Результаты миссии стали фундаментом для дальнейших пилотируемых полетов NASA и подтвердили потенциал американской космонавтики.

Взлет ракеты с Аланом Шепардом на борту в рамках первого американского пилотируемого космического полета Freedom-7.
Взлет ракеты с Аланом Шепардом на борту в рамках первого американского пилотируемого космического полета Freedom-7.

После этого события казалось, что активные космические полеты Шепарда только начинаются. Он был даже включен в планы ближайших последующих полетов в рамках миссий Gemini. Однако внезапно в его жизни произошел поворот, который мог бы поставить крест на его карьере астронавта.

В 1963 году Шепард столкнулся с проблемой, которая ощущалась непреодолимой – у него была диагностирована болезнь Меньера. Это заболевание внутреннего уха приводит к резким головокружениям, проблемам с вестибулярным аппаратом и ухудшению слуха. Для астронавта, чья профессия требует исключительной физической подготовки и способности работать в экстремальных условиях, это был настоящий удар.

NASA была вынуждена временно отстранить Шепарда от участия в космических миссиях. Он перешел на административную должность в NASA, однако не утратил надежды вернуться в ряды действующих пилотов.

Через несколько лет после диагноза Шепард решает пройти хирургическое лечение. В то время операции на внутреннем ухе были довольно рискованными, но, благодаря хирургическому мастерству доктора Уильяма Хауса, его состояние значительно улучшилось (позже Шепард неоднократно тепло вспоминал своего врача, и даже говорил о дружбе с ним). Путь к восстановлению был трудным. Шепард подвергался интенсивной реабилитации, стараясь восстановить свои рабочие функции. Его целеустремленность и упорство в итоге дали свои плоды – несмотря на все опасения администрации, Алан Шепард был возвращен в отряд астронавтов.

В ходе первого полета Шепарда, капсула совершила приводнение в Атлантическом океане. Астронавта подняли на борт корабля ВМФ США с помощью вертолета.
В ходе первого полета Шепарда, капсула совершила приводнение в Атлантическом океане. Астронавта подняли на борт корабля ВМФ США с помощью вертолета.

После успешного восстановления здоровья Алана Шепарда и его возвращения в активный отряд астронавтов, перед ним открылась возможность участия в одной из самых амбициозных программ NASA – лунной программе Аполлон. Судьба подарила Шепарду шанс стать одним из немногих людей, ступивших на поверхность Луны.

Выбор Шепарда для участия в миссии Аполло-14 не был случайным. Его предыдущий опыт, мастерство и репутация первого американца в космосе придавали особый символизм для такого рода миссии. Однако контекст этого полета был особенным. Ведь предшествующая миссия, Аполло-13, столкнулась с критической аварией в ходе полета, из-за которой пришлось отменить посадку на Луну и возвращать экипаж обратно на Землю.

Таким образом, Аполло-14 был не просто очередным полетом к Луне - это была миссия, направленная на восстановление доверия ко всей лунной программе.

Экипаж Аполло-14. Слева-направо: Стюарт Руса, Алан Шепард, Эдгар Митчелл.
Экипаж Аполло-14. Слева-направо: Стюарт Руса, Алан Шепард, Эдгар Митчелл.

Полет в рамках миссии Аполло-14 начался 31 января 1971 года. Все этапы, от старта до прибытия к Луне, прошли без серьезных проблем. 5 февраля лунный модуль Антарес успешно приземлился в регионе Фра Мауро. Это было первое приземление на гористую местность Луны. Двое астронавтов, Алан Шепард и Эдгар Митчелл, успешно совершили посадку на борту лунного модуля, и провели два выхода на поверхность. Во время выходов они занимались сбором лунных образцов (на Землю тогда было доставлено 42 кг реголита) и установкой научного оборудования. На орбите Луны в командном модуле в это время находился третий член экипажа - Стюарт Руса. В общей сложности Шепард и его напарник провели на Луне 33 часа, девять из которых - непосредственно за пределами своего модуля.

Однако помимо полезной работы, Шепард ухитрился отдохнуть и повеселиться прямо во время пребывания на Луне. Специально для этого он взял с собой клюшку для гольфа и несколько мячей - и использовал их по прямому назначению, совершив несколько гольф-ударов прямо на лунной местности. Вероятно, так Шепард продемонстрировал свое чувство юмора и привнес человечность в такую далекую и враждебную среду.

После успешного завершения всех задач миссии, Аполло-14 благополучно вернулся на Землю 9 февраля. Для первого американского астронавта – это было венцом его карьеры, и подтверждением того, что даже самые крупные жизненные невзгоды можно преодолеть.

Шепард и Митчелл устанавливают американский флаг на поверхность Луны.
Шепард и Митчелл устанавливают американский флаг на поверхность Луны.

После успеха лунной миссии, Шепард продолжал службу в NASA, но его дни в космосе были уже позади. Он взял на себя административные обязанности и использовал свой опыт для наставления молодых астронавтов (во время полета на Аполло-14, ему было уже 47 лет). Однако к 1974 году Шепард принял решение и вовсе завершить свою службу в космическом агентстве и направить свои силы на другие, более приземленные проекты.

Покинув NASA, он обратил свое внимание на бизнес, основав компанию по корпоративному консалтингу. Эта инициатива оказалась успешной, и Шепард стал выдающимся бизнесменом, доказав, что его таланты не ограничиваются космосом.

Но несмотря на успехи в бизнесе, Шепард не забывал о своем космическом прошлом. Вместе с соавтором, другим астронавтом Дональдом Слейтоном, он написал книгу Moon Shot, в которой рассказывал о своем опыте в космических полетах и о трудностях, которые приходилось преодолевать на пути к освоению внеземного пространства.

Дочь Алана Шепарда, Лора, совершила суборбитальный космический полет в качестве туриста.
Дочь Алана Шепарда, Лора, совершила суборбитальный космический полет в качестве туриста.

Алан Шепард ушел из жизни в 1998 году, в возрасте 74 лет, навсегда оставшись в сердцах людей как герой освоения космоса.

Однако, интересный факт заключается в том, что наследие Алана Шепарда прослеживается не только в сфере космонавтики, но и в его семье. В 2021 году его старшая дочь, Лора Шепард, стала космическим туристом, поднявшись на борт суборбитальной ракеты от компании Blue Origin - таким образом, она повторила полёт своего отца, совершенный за 60 лет до этого. Кстати, эта ракета имеет название New Shepard - именно в честь первопроходца. Этим полетом она не только подтвердила, что астронавтика у семьи Шепардов в крови, но и показала, что исследование космоса становится доступным для все большего количества людей.

Пожалуйста, подпишитесь на наш канал, чтобы регулярно видеть наши новые посты и не пропустить интересные темы! Это очень поможет развитию канала и позволит нам регулярно выпускать материалы.

Наука
7 млн интересуются