Найти тему
Владимир Терещенко

Мудризмы. Зло – на добро, добро – на зло

К предыдущему тексту про «русских-имперцев» автор получил следующий комментарий:

Евгений ответил Владимиру

Владимир, на наше добро взамен получили зло

Тут не убавить, не прибавить. Воистину так.

Часто, ища подтверждения каким-то событиям в далекой русской истории, мы оказываемся бессильными. Все стерто и переписано. Тут на канале моего любимого Ильи Герасимова в последнем выпуске показан отрывок из давней передачи на ТВ, где доктор исторических наук Перевезенцев честно с экрана рассказывает, как известная нам российская история была написана каким-то священником в 16 веке с целью форматирования русского сознания под т.н. православие. С гордостью рассказывает. А скажи об этом тот же Герасимов, съедят с потрохами.

Так вот фактов нам не хватает, но факты не только на бумаге или в земле, но и в нас, в нашем характере, в наших убеждениях, привычках, если хотите, ценностях. Помогать другим людям – это не подвиг, а норма, и то, что она становится все более редкой и экзотической в реальности, наша беда, общая беда.

Но сейчас я о том, что Евгений назвал «злом». Раньше еще говорили «черная неблагодарность».

Из опыта мы знаем, что есть люди благодарные и неблагодарные.

Давайте попробуем понять, по какой причине человек может проявлять неблагодарность. Предположим, что возможных причин несколько:

-высокомерие «даруемого» в отношении «дарующего», презрение к нему;

-эгоизм первого в сочетании с предельной самовлюбленностью («все мне должны»);

-так называемая «толстокожесть», неспособность испытывать эмоции (в том числе и благодарность).

Больше придумать не могу. Распространим найденное на народы в целом. Придется исключить второй и третий пункт, которые индивидуальны.

Остается высокомерие и презрение. В явно выраженном агрессивном виде нам это демонстрируют англосаксы, а когда-то несли в подарок немцы и даже французы.

А откуда же берется высокомерие у множества малых народов, которым русские оказывали всяческую бескорыстную помощь и даже спасали ценой собственных жизней?

Здесь уместно вспомнить сценку из «Ивана Васильича», когда на голову писарю Феофану падает царская Шапка Мономаха, и им внезапно овладевает чертовщина господской значимости – меняются взгляд и осанка. Примерно то же произошло с многочисленными (не всеми, признаемся) малыми народами, нашедшими приют и защиту за русской спиной. Во многом бурный рост таких настроений возник в эпоху СССР, когда буквально все традиционные российские и новые советские нации обрели самостоятельность и возможность развиваться так, как им хотелось, но не моглось прежде. Исключительно за счет русского народа, выведшего их из состояния дикости в цивилизованность. Побуждения были благи, да почва оказалась гнилой.

Прежняя дикость-то часто сопровождались многовековым рабством, а это важный изъян в психике. Плебей, становясь социально равным, продолжает жить с плебейскими установками – например, показательное потребление, чтобы убедить всех вокруг себя, что он не хуже других.

Становясь же в силу каких-то причин выше других (например, начальником), он свое плебейство демонстрирует, унижая других, наслаждаясь своей силой и властью.

Как мы уже неоднократно говорили, политики и историки русскую историю раздарили малым народам со щедростью гуляющих пьяных Паратовых на городской площади. Себе не оставили ничего. Получилось, что русские в СССР и возникли неизвестно откуда, и имя их от шведов, и лет им не сравнить с любым другим – недоросли. Вот вам и причина неблагодарности. Кого благодарить-то? Этих роутси, смесь всех со всеми, которые на нас так упорно работают? Так они и должны.

Кстати говоря, началось это раньше, когда всяческие грузинские, татарские и пр. ханы, баи и князья оказались на равных российскими дворянами, военачальниками и пр. Многие ли знают, что в Первую мировую тюрки и кавказцы написали царю-батюшке челобитную, попросив не призывать на войну ихних молодых мущщин, дабы их «малочисленные роды» не дай бог, не прервались. И ведь не призвали, царь запретил. И русских хватит. Миллион-другой, Россия не обеднеет.

Благодарность – это не какая-то доблесть, это естественное нормальное чувство. Когда умер мой отец, то на поминках по всему роль своеобразного «тамады» (народу было много) должна была быть моей. Но я был в ступоре, растерянности. И неожиданно эту роль взял на себя дальний родственник из нашей родни «с той стороны улицы» - от торговли. Мы с ними мало общались, а сам Толя был радиомастером, что в СССР значило финансовое процветание. Он сделал все так тонко, деликатно, уместно и просто, что весьма тяжелая процедура приняла умеренное течение. К сожалению сам Толя прожил недолго, но я ему никогда эту неожиданную помощь не забуду.

Говорю не для красы, а для пояснения. Он поступил по-человечески, и моя реакция идентична.

Все это написано, чтобы подвести к важной цивилизационной идеи – только народ, способный на бескорыстную помощь и благодарность, может вести мир в нужном Человеку направлении.

Можно ли назвать хоть одну нацию, хоть один народ, кроме русских, способными на такое, демонстрировавшими хоть один единственный раз эти качества в полной мере? Я – нет.

И разве это не доказательство, что именно этот народ, его предки во веки веков и двигали этот мир от варварства к современному состоянию? Не обращая внимания на неблагодарность, насмешки со стороны других, на свои потери и тяготы, на тяжелую долю, ставящую сам народ на грань выживания, на свой худой счет, на который то и дело происходит мировое пиршество.

Какие еще нужны доказательства, если все материальные легко подделываются, а это подлинно и неподдельно?