продолжаем ПОЯСНЕНИЕ Щрӣлы Прабхупа̄ды к щлоке 1.28. (часть 2).
... As far as his soldiers were concerned, he was sympathetic from the beginning, but he felt compassion even for the soldiers of the opposite party, foreseeing their imminent dearth.
Что касается его воинов ( бойцов, солдат), он был полон сочувствия, симпатии к ним с самого начала, но он (Арджуна) был полон сострадания, жалости, сочувствия, испытывал, чувствовал ( остро, тонко воспринимал, переживал) все эти эмоции даже по отношению к воинам (солдатам, бойцам) противоположной стороны (партии, группы), враждебной ему по существу, предвидя, предчувствуя их неминуемую (близкую, надвигающуюся) гибель, грозящую им, нависшую над ними смерть, конец, гибель.
And while he was so thinking, the limbs of his body began to quiver, and his mouth became dry. He was more or less astonished to see their fightings spirit.
И пока он прибывал в таком раздумьи (размышлении, мнении), в таком умонастроении, его конечности (руки и ноги), члены его тела начали трепетать, дрожать (мелкой дрожью), затряслись, а его рот начал ссыхаться, у него во рту все пересохло. Он был более или менее удивлен, изумлен, поражен видеть их в таком воинственном духе, в таком боевом настроении; в таком душевном состоянии, воодушевлении.
Practically the whole community, all blood relatives of Arjuna, had come to fight with him. This overwhelmed a kind devotee like Arjuna. Although it is not mentioned here, still one can easily imagine that not only were Arjuna's bodily limbs quivering and his mouth drying up, but he was also crying out of compassion.
Фактически, почти вся община, весь род, общество, его кровные родственники, вся родня Арджуны прибыли сражаться с ним, собрались, чтобы биться с ним. Это потрясло, поразило, ошеломило (подавило, сокрушило) столь доброжелательного, доброго, сердечного преданного как Арджуна. Хотя здесь, в тексте, это не упоминается, всё же, тем не менее, можно легко представить себе, вообразить (предположить, догадаться), что не только его члены тела дрожали, трепетали, а во рту пересохло (ссохлось), но он также плакал (горько рыдал) от сострадания, жалости, сочувствия.
Such symptoms in Arjuna were not due to weakness but to his softheartedness, a characteristic of a pure devotee of the Lord, It is said therefore:
yasyāsti bhaktir bhagavaty akiñcanā
sarvair guṇais tatra samāsate surāḥ
harāv abhaktasya kuto mahad-guṇā
mano-rathenāsati dhāvato bahiḥ
"One who has unflinching devotion for the Personality of Godhead has all the good qualities of the demigods. But one who is not a devotee of the Lord has only material qualification that are of little value. This is because he is hovering on the mental plane and is certain to be attracted by the glaring material energy" (Bhag. 5.18.12).
Такие признаки (симптомы) в Арджуне были (проявлены) не из-за слабости, малодушия, были обусловлены, вызваны не недостатком мужества, но его мягкосердечием, отзывчивостью сердца, характерной (типичной) для чистого преданного Верховного Господа особенностью, свойством, характерной чертой. Поэтому говорится:
йасйа̄сти бхактир бхагавати акин̃чана̄
сарваир гун̣аис татра сама̄сате сура̄x̣
хара̄в абхактасйа куто махад-гун̣а̄
мано-ратхена̄сати дха̄вато бахиx̣
"Тот, у кого есть неотступная, непреклонная, непоколебимая преданность Личности Бога, кто не дрогнет, не уклонится, не отступит от выполнения долга, от намеченного пути, обладает всеми хорошими, добродетельными качествами, свойствами, особенностями, характерными чертами полубогов. Но тот, кто не является преданным Верховного Господа, обладает только материальными достоинствами, качествами ( квалификацией) наработками, что имеет незначительную ценность, малого стоит. Это происходит из-за того, вследствие того, что он парит( вертится, болтается, колеблется) на ментальном плане (умственном, мыслительном уровне) и несомненно, пленён, прельщён, привлечён притягательным, ослепительно-ярким блеском, дешевой мишурой, кричащей, бросающейся в глаза, бьющей по глазам грубой обманкой материальной энергии". ( Щр. Бх. 5.18.12. - Бха̄гаватам, Бха̄гавата Пура̄на 5.18.12).
======================================================