Среди произведений знаменитого французского композитора Клода Дебюсси есть три яркие музыкальные картины под общим названием «Ноктюрны». Слово ноктюрн обозначает «ночная музыка» для исполнения на открытом воздухе. Ведь французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Позже ноктюрном стали назвать пьесы лирического, мечтательного характера.
У каждого из трёх симфонических ноктюрнов Дебюсси особое название — «Облака», «Празднества» и «Сирены». Но несмотря на общее заглавие, Ноктюрны объединены не сюжетом, а ощущением света, единым впечатлением, яркостью красок.
Первый Ноктюрн Дебюсси «Облака» создает образ бездонной глубины неба, в котором причудливо смешиваются разнообразные оттенки цвета.
Мы слышим и даже… видим почти неподвижный образ неба с медленно проплывающими и тающими облаками. Единственную заметную фразу на фоне общего оцепенения исполняет деревянный духовой инструмент английский рожок.
Второй Ноктюрн под названием «Празднества» резко отличается от первого. Звучат медные духовые инструменты — трубы с сурдинами (это такие приспособления, изменяющие окраску звучания музыкальных инструментов). Издалека приближается шествие… Оно напоминает об увеселениях французов в Булонском лесу (городском парке в Париже) с фейерверками и толпой празднующих. Музыка проходит через праздник как ослепительное видение, и сливается с ним.
Третий Ноктюрн Дебюсси — «Сирены» — самый загадочный. Ведь сирены — это фантастические существа — женщины с рыбьими хвостами и крыльями. У них таинственные манящие голоса, услышав которые моряки погибают. Поэтому композитор дополняет звучание оркестра причудливой краской — женским хором. Хор поёт без слов, как будто пение сирен доносится из глубин спокойного, переливающегося разными оттенками моря.
Дебюсси создаёт в музыке чисто живописный образ, — задача, очень близкая и художнику-импрессионисту. Да и само слово импрессионизм в переводе с французского означает «впечатление».