И вот наступил этот день. Мы пошли в школу на выпускной вечер. Погода была прекрасная: тёплая и безветренная. Аня в нарядном красном платье шла впереди, а за ней шли все мы: я, Катя, наша мама и маленький Андрей. Все мы держали цветы. Я купила пять букетов роз: два букета оранжевых и три - белых с розовой каймой. Розы были большие, и стебли их были длинные и крепкие. Конечно, Аня не могла одна нести такое количество роз - они в массе были тяжёлые, поэтому все мы помогали: каждый взял по букету, даже Андрей.
"Ну всё, Елена Николаевна! Мы осуществили вашу смелую идею!"- думала я.
Пять букетов для любимых учителей! Ух! Меня только волновало то, что самой Елене Николаевне мы букет-то не купили. Я в течение нескольких дней думала об этом и никак не могла решить, что делать. Нет, денег мне было не жалко! И физику Елена Николаевна преподавала очень хорошо, и "пятёрок" много ставила Ане. Меня смущало другое. Ведь это Елена Николаевна предложила детям подарить цветы любимым учителям. Мы с ней по телефону об этом говорили и даже спорили. И тут здрасте! Мы приходим к ней с букетом. Мол, просили - вот получайте! Так уж и быть. Неудобно было ставить её и себя в такое положение. Но это было не главное. Главное то, что Елена Николаевна могла неправильно понять этот жест. Вот этого я боялась больше всего. Елена Николаевна - это классный руководитель параллельного класса, из которого мы ушли. Это раз. Травля в её классе - это два. Собственно, из-за этого мы и ушли. А в-третьих, на следующий год классы соединят, и Елена Николаевна будет классным руководителем единственного десятого класса. И при таком раскладе получалось, что вручение цветов будущему классному руководителю, с которым до этого был конфликт, будет точно выглядеть как подхалимский жест. Именно из-за этого я отказалась покупать ещё один букет. Может быть, это было невежливо, но я успокаивала себя, что у Елены Николаевны есть свой класс "А", и учеников там намного больше, чем у нас в классе - у них же класс престижный! Вот пусть они и дарят ей цветы! Наверняка у неё будет цветов больше, чем у кого-либо.
Вот так я думала, когда мы шли в школу. Эх, жалко, что мы не можем увидеть будущее! Если бы я знала, что будет впереди, а именно уже в сентябре, то я бы поменяла своё решение. Я бы обязательно купила Елене Николаевне прекрасный букет и подарила ей при всех. Пусть все видят! Но тогда я не знала будущего, поэтому вела себя на основании прошлого.
***
Входим в школу. Все, конечно, смотрят на нас и на наши розы. Теперь нам предстояло быстренько эти розы раздать, пока не начался праздник. Учительницу физкультуры мы встретили сразу, и наш первый букет белых роз достался ей. Она была очень рада, поскольку ей, как правило, никто не дарил цветы. Классное руководство у учителей физкультуры бывает крайне редко.
Потом мы поднялись на второй этаж и сразу увидели Елену Николаевну и Викторию Алексеевну, стоявших рядом. И интересная картина открылась перед нами! К Виктории Алексеевне одна за одной подходили девочки из нашего класса и дарили ей цветы, а Елене Николаевне не дарил цветы никто. Вот чего я и опасалась! Я с самого начала знала, что эта идея будет не очень хорошей, но теперь уже было поздно. Раз мы принесли цветы, то надо их раздавать. Не уносить же назад!
Пока Елена Николаевна и Виктория Алексеевна стояли рядом, мы пошли искать учителя английского языка Владимира Юрьевича. Это было, наверное, самое волнительное мероприятие для Ани. Конечно, ситуация оказалась сложной. Мы уже давно думали, а уместно ли дарить мужчине букет. Не поставим ли мы его в неловкое положение?
- Но ведь артистам поклонницы дарят цветы, - пыталась убеждать себя Аня.
- Так вот и скажи ему, что учитель - это то же самое, что артист, поэтому, мол, я принесла вам этот букет с благодарностью за хорошее преподавание английского языка, - сказала я.
А Катя добавила:
- А действительно, что мы можем подарить мужику? Не бутылку шампанского же! Хотя можно было! Давай, Владимир Юрьевич, тяпнем с тобой по-нашему...
- Но-но-но! - возмутилась я. - Это же школа!
- Ну и чё? - ответила Катя. - Что здесь другие люди, что ли?
- Надо было сделать какую-нибудь именную чашку, - сказала Аня. - Я бы сделала картинку. Только теперь уже поздно.
Аня расстроилась.
- Ладно, сейчас мы что-нибудь придумаем, - сказала я. - Ну, скажи, что этот букет для вас и вашей супруги.
- А у него есть супруга? - спросила Катя.
- Я не знаю.
- Тогда этот вариант не подойдёт, - произнесла Аня, чуть не плача. - Ну я не знаю, что говорить.
- А что ты обычно говоришь тёткам? - спросила Катя.
- Ну-у... Просто говорю: "Это вам!" - ответила Аня. - И ещё говорю: "Спасибо за хорошее преподавание такого-то предмета".
- Ну и ему это скажи.
И тут дверь неожиданно открылась, и из кабинета вышел Владимир Юрьевич. Аня не растерялась и сразу вошла в роль.
- Дорогой Владимир Юрьевич! Спасибо вам большое за хорошее преподавание английского языка! I like English very muсh!
- Thank you! - ответил Владимир Юрьевич и взял розы.
Улыбнулся Ане, поздоровался со всеми нами, и ушёл.
Вопросов больше не было. Аня была счастлива.
Дарить цветы - это было очень интересное занятие. Конечно, мы понимали, что сами цветы здесь не при чём. Дело было не в цветах, а во внимании к человеку. Хотя цветы, в конечном счёте, это очень удобный подарок. Цветы живут недолго, поэтому не засоряют квартиру. Намного хуже, когда дарят ненужные вещи "навсегда": и выбросить жалко, и ставить некуда. А вообще, главный смысл этого мероприятия - это даже не сделать людей счастливыми, а сделать счастливым себя. Выбирать подарок, готовиться, искать то, что человек любит, правильно преподнести, услышать благодарность и увидеть радость человека - это очень приятно! Хорошо, что наши Аня и Андрей умеют это делать.
Продолжение: