Медитация - очень популярное слово в нашей современности. Из-за этой популярности оно зачастую используется в весьма превратном смысле. Также и собственно медитация нередко используется, так сказать, не по своему назначению. Я имею в виду именно буддийскую медитацию, так как есть и другие формы этой духовной практики, которые довольно сильно отличаются от буддийского подхода.
Главное отличие, с моей точки зрения, состоит в том, что некоторые другие виды медитации, например, в мистических направлениях индуизма, направлены на генерацию особенного состояния ума, которое вполне можно назвать современным понятием “изменённое состояние сознания”. В этом состоянии сознания человек искусственно подменяет своё обычное, бытовое состояние ума иным, изменённым состоянием, трансом, в котором переживает нечто необычное для себя - концентрированное блаженство, мистические откровения и т.п.
Однако собственно буддийская медитация имеет иную направленность. При том, что и в ней присутствуют аспекты блаженства и мистического транса, цель её состоит в другом, а данные эффекты определяются как “побочный продукт”.
Буддийская медитация - средство постижения истины. В первую очередь - истины о себе, о природе своего ума, как это принято называть в буддийской терминологии.
В данном аспекте учение Будды созвучно учению Сократа: познай себя и ты познаешь весь мир.
Суть практики буддийской медитации состоит не в том, чтобы так изменить состояние своего сознания, чтобы “уйти от себя”, а прямо наоборот - чтобы встретиться с сами собой. Встретиться во всей полноте, в сосредоточенности и без каких-либо отвлечений.
В одном из своих выступлений знаменитый аджан Брам (лидер австралийской сангхи тхеравадинов) 4 года назад объяснял, что перевод слова самадхи как “концентрация” неверен - более правильным и точным является понятие stillness, то есть неподвижность, невозмутимость, полное спокойствие. Он нашёл подтверждение этому в том, что в китайских переводах индийское понятие самадхи передаётся двумя иероглифами, означающими “спокойствие” и “неподвижность”.
Действительно, для самадхи в буддийском лексиконе есть два наиболее близких синонима - дхьяна и шаматхаа. О том, что такое дхьяна, я писал в других текстах, поэтому здесь уделю внимание понятию шаматхаа.
Шаматхаа (я пишу двойное “а” для обозначения растяжения этого звука по правилам произношения индийских слов, где нет ударений, но есть растяжение гласных) - понятие, соединяющее в себе успокоение-покой-умиротворение-безмятежность. Именно так говорится во всех наставлениях по медитации шаматхи - найди спокойное и безопасное место, сядь ровно и замри, не двигайся. Неподвижность тела постепенно вызовет и успокоение ума.
Поначалу медитаторы встречаются с трудностью именно в этом - в успокоении ума при неподвижности тела. Известен даже такой “спецэффект” как “водопад мыслей”, когда медитатор, занявший неподвижное положение, вдруг обнаруживает себя погружённым в бурлящий поток мыслей, которые словно водопад изливаются в его голове. Многих это обескураживает.
Однако это и есть, по сути, первая встреча с самим собой. Ум, лишённый привычной стимуляции внешними объектами, никак не может остановиться. Кажется, что он даже ещё более активизируется, только теперь, вместо хватания за внешние объекты, он бешено порождает их “изнутри”: возникают всевозможные мысли о прошлом, будущем, сожаления, опасения, фантазии...
Обнаружение этого в медитации и есть вхождение в контакт со своим умом. В обыденной жизни такое случается нечасто и многие люди этого очень не любят, потому и стараются этого всячески избежать, хватаясь за любые способы отвлечения - разговоры, телевизор, чаты, музыка и тому подобное.
Начинающие практиковать медитацию шаматхи, успокоения ума, обнаруживают именно это - навязчивое стремление ума убежать от наблюдения самого себя, как будто бы это его пугает.
Но как известно, именно встреча со своим страхом и есть та самая “встреча с самим собой”, встреча с истиной.
Именно для этого и нужна практика буддийской медитации - перефразируя строфу из сутры Праджняпарамиты: чтобы встретиться с тем, что всегда было с тобой. Так открываются двери сознания. Так раскрывается истина.
Буддийская медитация - да, это использование транса, но не для получения необычного, изменённого состояния, не для бегства от себя, а наоборот - для встречи с единственной реальностью, с истиной.
Sit still, meet yourself.