Найти тему
🎬💥Кинодом

Настоящий шедевр отечественного кинематографа: "Табор уходит в небо" 1976

Кинематограф, что отечественный, что мировой, редко обращается к теме цыган. Это закрытый народ со своими своеобразными обычаями и укладом, крайне неохотно впускающий во внутренний круг чужаков. К тому же веками складывался негативный образ этого народа: цыганам приписывают колдовство, владение гипнозом, воровство детей, воровство в принципе и много чего еще не очень хорошего. Что греха таить - часть из этого правда. И когда Эмиль Лотяну решил обратиться к теме цыган, то спасло его только то, что свой фильм он строил на рассказах Максима Горького. Возьми он любой другой источник - ему не разрешили бы романтизировать цыганский образ жизни.

Картина стала просто сенсацией, настоящей бомбой. В первый же год ее посмотрело почти 65 миллионов зрителей! Она стала лидером советского проката 1976 года, оставив далеко позади идеологически выверенные фильмы вроде "Повесть о коммунисте", "Двадцать дней без войны", "Меня ждут на земле" и подобные. И это говорило только о том, что советский зритель, по самые уши накачанный идеологией, остро нуждался в красивых романтических историях, на которых мог бы отдохнуть душой. И не только советский - фильм закупили для показа 112 стран мира!

-2

Этот фильм стал одним из немногих, снятых в то время и полностью лишенных хоть какой-то политизированности. В центре сюжета - история любви двух цыган: красавицы Рады и конокрада Зобара. Необыкновенно красивый, страстный, звонкий, яркий, удалой - такого на наших экранах еще не было. Он резко отличался от того, что показывали нам по телевизору в передачах типа "Цыганские романсы". Он показывал пусть и приукрашенную, почти лубочную, но реальную жизнь цыганского табора - с тяжелым бытом, с грязью, с поножовщиной, с постоянными преследованиями властей.

Интересно, что при достоверно показанных образах главные роли Рады и Зобара сыграли актеры, никакого отношения к цыганам не имеющие. Светлана Тома наполовину еврейка, почти на половину русская и слегка француженка, а Григоре Григориу чистокровный молдаванин. Однако после выхода фильма оба они стали национальными легендами у цыган СССР - те признали их за своих и не верили, что они не ромалы. Как рассказывала Светлана Тома, по просьбе цыганских общин ей как-то устроили творческую встречу. И она приехала одетой в обычную одежду - возмущению зрителей не было предела, ее чуть не стащили со сцены и едва не побили.

-3

Григоре Григориу рассказывал, что как-то раз, когда он был маленьким, бабушка отвела его к цыганской гадалке. А та ему нагадала, что быть ему конокрадом. Удивительное предсказание сбылось много лет спустя: Григориу сыграл роль конокрада.

Играли в фильме и настоящие цыгане - Эмиль Лотяну искал их по всему Советскому Союзу. На съемки пригласили цыган из московского театра "Ромэн", но Лотяну были нужны и простые фактурные лица, он искал тех, кого не коснулась цивилизация, кто продолжал жить по закона табора. И нашел. Правда, эти цыгане остались недовольны некоторыми сценами, например, той, в которой Рада обнажилась пред Зобаром и провела с ним ночь - для цыганской девушки просто немыслимое поведение. Кстати говоря, роль старой цыганки-травницы сыграла знаменитая исполнительница цыганских романсов Ляля Черная.

Конечно, нельзя не упомянуть о музыке. Подбором музыкальных композиций занимался известный советский кинокомпозитор Евгений Дога, он прослушал несколько сотен цыганских песен, бывших популярными в 30-х годах. Он же написал и "не цыганскую" музыку. Вся музыка как бы собирает фильм, поддерживает его, создает фундамент, подчеркивает драматизм истории.

-4

Фильм до сих пор производит неизгладимое впечатление. Музыка, бешеные пляски, своеобразный говор, божественной красоты природа, неукротимые характеры, этнические наряды, сочетание нежной лирики и трагедии, да и сама история на острие ножа, на надрыве - можно ли припомнить что-то подобное в нашем кинематографе?