Кинематограф, что отечественный, что мировой, редко обращается к теме цыган. Это закрытый народ со своими своеобразными обычаями и укладом, крайне неохотно впускающий во внутренний круг чужаков. К тому же веками складывался негативный образ этого народа: цыганам приписывают колдовство, владение гипнозом, воровство детей, воровство в принципе и много чего еще не очень хорошего. Что греха таить - часть из этого правда. И когда Эмиль Лотяну решил обратиться к теме цыган, то спасло его только то, что свой фильм он строил на рассказах Максима Горького. Возьми он любой другой источник - ему не разрешили бы романтизировать цыганский образ жизни.
Картина стала просто сенсацией, настоящей бомбой. В первый же год ее посмотрело почти 65 миллионов зрителей! Она стала лидером советского проката 1976 года, оставив далеко позади идеологически выверенные фильмы вроде "Повесть о коммунисте", "Двадцать дней без войны", "Меня ждут на земле" и подобные. И это говорило только о том, что советский зритель, по самые уши накачанный идеологией, остро нуждался в красивых романтических историях, на которых мог бы отдохнуть душой. И не только советский - фильм закупили для показа 112 стран мира!
Этот фильм стал одним из немногих, снятых в то время и полностью лишенных хоть какой-то политизированности. В центре сюжета - история любви двух цыган: красавицы Рады и конокрада Зобара. Необыкновенно красивый, страстный, звонкий, яркий, удалой - такого на наших экранах еще не было. Он резко отличался от того, что показывали нам по телевизору в передачах типа "Цыганские романсы". Он показывал пусть и приукрашенную, почти лубочную, но реальную жизнь цыганского табора - с тяжелым бытом, с грязью, с поножовщиной, с постоянными преследованиями властей.
Интересно, что при достоверно показанных образах главные роли Рады и Зобара сыграли актеры, никакого отношения к цыганам не имеющие. Светлана Тома наполовину еврейка, почти на половину русская и слегка француженка, а Григоре Григориу чистокровный молдаванин. Однако после выхода фильма оба они стали национальными легендами у цыган СССР - те признали их за своих и не верили, что они не ромалы. Как рассказывала Светлана Тома, по просьбе цыганских общин ей как-то устроили творческую встречу. И она приехала одетой в обычную одежду - возмущению зрителей не было предела, ее чуть не стащили со сцены и едва не побили.
Григоре Григориу рассказывал, что как-то раз, когда он был маленьким, бабушка отвела его к цыганской гадалке. А та ему нагадала, что быть ему конокрадом. Удивительное предсказание сбылось много лет спустя: Григориу сыграл роль конокрада.
Играли в фильме и настоящие цыгане - Эмиль Лотяну искал их по всему Советскому Союзу. На съемки пригласили цыган из московского театра "Ромэн", но Лотяну были нужны и простые фактурные лица, он искал тех, кого не коснулась цивилизация, кто продолжал жить по закона табора. И нашел. Правда, эти цыгане остались недовольны некоторыми сценами, например, той, в которой Рада обнажилась пред Зобаром и провела с ним ночь - для цыганской девушки просто немыслимое поведение. Кстати говоря, роль старой цыганки-травницы сыграла знаменитая исполнительница цыганских романсов Ляля Черная.
Конечно, нельзя не упомянуть о музыке. Подбором музыкальных композиций занимался известный советский кинокомпозитор Евгений Дога, он прослушал несколько сотен цыганских песен, бывших популярными в 30-х годах. Он же написал и "не цыганскую" музыку. Вся музыка как бы собирает фильм, поддерживает его, создает фундамент, подчеркивает драматизм истории.
Фильм до сих пор производит неизгладимое впечатление. Музыка, бешеные пляски, своеобразный говор, божественной красоты природа, неукротимые характеры, этнические наряды, сочетание нежной лирики и трагедии, да и сама история на острие ножа, на надрыве - можно ли припомнить что-то подобное в нашем кинематографе?