Сегодня мы рассмотрим такую вещь, как обгон. Это очень частый и очень опасный маневр, во время которого случается примерно каждая пятая авария. Для успешного и безопасного обгона необходима подготовка, которая подробно описана в ПДД. Однако, прежде чем начинать маневр, необходимо хорошо подумать, стоит ли рисковать ради нескольких сэкономленных секунд.
Вариант первый. Обгоняете вы
Чем меньше времени вы находитесь на встречной, тем безопаснее обгон.
Разница скоростей с обгоняемым должна быть максимально возможной и до перестроения обратно в свой ряд машина всегда должна находиться в динамике. Разгонять машину надо и до начала обгона и во время него. Особенно это касается обгона, когда из-за встречных приходится долго ехать за медленной машиной, а затем «выныривать» на встречную.
- Оцените обстановку, примите решение, подготовьтесь к обгону.
- Не начинайте обгон ради обгона, сначала подумайте, даст ли это выигрыш во времени.
- Чем больше габариты автомобиля, который собираетесь обогнать (грузовик, автобус), тем дальше следует от него ехать. Вы должны просматривать встречную полосу как можно дальше.
- Обращайте внимание на автомобили, которые готовятся выехать с примыкающих слева второстепенных дорог. Часто водители смотрят только налево. Вы, идущий по встречной полосе, будете для них неожиданностью.
Перед обгоном проверьте, не обгоняет ли кто-то вас.
Если впереди водитель снижает скорость, не торопитесь его обгонять, сначала поймите, почему он это делает.
Даже на пустой дороге будьте готовы к встречному автомобилю. Не обгоняйте при ограничениях обзора и видимости (в «закрытых» поворотах, в конце подъемов и т.п.).
Заранее включите более низкую передачу, в автомобилях с АКПП отключите «овердрайв» или переведите коробку в спортивный режим.
При необходимости прибегайте к дополнительным звуковым и световым сигналам предупреждения об обгоне.
Пока вы находитесь на встречной полосе, обязательно должен работать левый указатель поворота. Включайте правый лишь при возвращении на свою полосу. Тогда встречный водитель будет понимать, в какой фазе обгона вы находитесь и, при необходимости, применит экстренное торможение.
В ситуации «кажется, не успею» важно быстро принять решение и уже не менять его.
- Если вы находитесь на полосе обгона, но еще сзади обгоняемого, то попытайтесь затормозить и вернуться в свой ряд. Если вы на встречной полосе и уже находитесь рядом с обгоняемым — идите до конца, пониженная передача, газ «в пол». Большинство водителей, как встречных, так и обгоняемых, поймут вашу ситуацию и скорее всего нажмут на тормоз, а не на газ, начнут прижиматься к обочине, не мешая вам закончить маневр.
- Не перестраивайтесь обратно сразу. Выдержите, если это возможно, паузу, продолжая двигаться с ускорением по встречной полосе и только после включайте правый поворотник.
- Возврат в свой ряд будет безопасным, если вы видите обгоняемый автомобиль в правом зеркале заднего вида.
- Если вы действительно не успеваете ни обогнать, ни вернуться в свой ряд, то уходите от лобового удара любой ценой — на обочину, в кювет, в бок попутной машины.
- Старайтесь не обгонять в колонне, «паровозиком».
Вариант второй. Обгоняют вас
- Если вы видите впереди препятствие или дорожную ситуацию, мешающую обгону, постарайтесь предупредить обгоняющего (левым поворотником, рукой в окне, открытием двери) или помешать ему начать маневр, переставив свою машину левее.
- Не увеличивайте скорость, когда вас обгоняют.
- Если обгоняющая вас машина не успевает закончить обгон, притормозите и примите вправо, к обочине — в случае столкновения плохо будет всем.
Вариант третий. Вы — встречный для обгоняющего
Когда вы замечаете, что автомобиль начинает выезжать на вашу полосу, необходимо выполнить следующие действия:
- Подайте звуковой сигнал или «поморгайте» фарами. Возможно, что встречный автомобиль, в силу определённых причин вас не заметил.
- Перестаньте нажимать на газ и начните лёгкое торможение. Ваши стоп-сигналы дадут понять автомобилям, следующим за вами, о возможной опасности.
- Если обгоняющая машина не успевает закончить обгон, дайте ей дополнительное время и пространство — притормозите и примите вправо, к обочине.
- Уходите от лобового удара любыми способами. Если столкновения не избежать, то следует попытаться сделать так, что бы оно было скользящим.
Самой распространённой ошибкой в данной ситуации является хаотичное и бездумное вращение руля в разные стороны, торможение с полной блокировкой колёс и выполнение других неоправданных и ненужных действий.
Главное — ни в коем случае не следует паниковать. Необходимо сохранять самообладание и ясность разума, ведь может так случиться, что в последнюю секунду ситуация выровняется и всё обойдётся.