Здравствуйте, все, кто читает эти строки! Сколько я живу - а такой зимы не видела! Я сбилась со счёта, сколько раз наступали продолжительные и ощутимые оттепели на несколько дней, когда даже ночью были плюсовые температуры. Весь снег вокруг превращался в воду, а потом подмораживало, и окружающий мир превращался в один сплошной каток. А потом снова продолжительная оттепель с дождями и с гигантскими лужами на плацу.
Вся моя жизнь в то время была направлена на то, чтобы обеспечить на плацу хоть какой-то грунт, по которому лошади могли бы ходить. Спасибо современным технологиям, я отслеживала переходы температуры через ноль с точностью до часа, как только столбик термометра опускался до нуля - мы сразу начинали выравнивать все-все колдобины, которые образовались в мокром снегу. Откуда колдобины? А вот, когда лошадка идёт по мокрой снежной жиже, от каждого шага остаётся дыра с высокими краями. А ног у лошадки 4. И она ими всеми идёт. И лошадок у нас на тот момент было 8.
Когда плац подтаивал вот прямо до воды, перед заморозком выравнивали его вручную граблями. 20 метров на 60. И времени на это всего минут 40, потом оно уже перестаёт ровняться - замерзает. А если оттепель была всего на пару дней, и снег просто стал очень-очень мокрым, но не поплыл, тогда загоняли на плац машину и ровняли машиной. На это уходило много сил и времени, но зато на следующий день у нас был гладкий плац, лошади могли ходить по нему, не ломая ноги.
Правда, было скользко. Очень-очень скользко. Поэтому надо было ещё успевать рассыпать по этому замерзающему льду опилки, чтобы они вмерзали в лёд, чтобы получалась такая опилочная поверхность. А лошадей мы ковали на зимнюю ковку. Зимой можно подковать лошадей на шипы, которые препятствуют скольжению. Это работает, как зимняя резина у машин. Только автомобильные шипы мелкие, а лошадиные крупные - размером с фалангу моего мизинца. И ещё специальную прокладочку надо вставлять между копытом и подковой - чтобы снег не налипал на подкову снизу. Эта прокладочка называется фильца. Не будет этой фильцы - снег налпнет на подкову твёрдым окрулым шариком, лошадь будет стоять не на плоской подошве, а на четырёх снежно-ледяных шарах, идти ей будет в высшей степени неудобно. Стоит ли говорить, что в условиях нарушения привычной логистики, цена всех этих приспособ стремилась в бесконечность. Но что делать? Не подкуёшь лошадей - не сможешь работать.
Помню, однажды я общалась со всадниками из Португалии. Они спрашивали меня, как это русские всадники могут ездить верхом зимой? Снег же прилипает к подковам! И я взяла лист бумаги и рисовала им, как устроена противоснежная фильца. Они так удивлялись! Да, у нас такой климат, что чего только не изобретёшь.
Всадники, которые приходили к нам на занятия той зимой, хвалили наш грунт. Они говорили, что в других конюшнях рабочие площадки гораздо хуже. Мне было, приятно, конечно же, но сколько сил и нервов стоила мне эта погода! Я помню пять затяжных оттепелей с дождями, сменяющимися морозом и льдом. А может, их было и больше, но пять я точно насчитала.
Все эти переходы температуры через ноль давили и на моё здоровье. Я в жизни не была метеозависимой, но с возрастом стала реагировать на огромные тучи с осадками. А после химиотерапии, когда организм был ещё слаб, вот эта ужасная зима - то лёд, то лужи - очень выбивала из рабочей колеи! И голова болела, и сил иной раз не было. Но что делать? Если я не займусь выравниванием и подсыпанием грунта прямо сейчас, через три часа будет уже поздно! И наши лошадки не смогут спокойно ходить! Нет, конечно же, я это не в одиночку делала, мне и мои прекрасные сотрудники помогали, и конюх, но без меня этого всего бы просто не было. Потому что только я определяла, в какой момент, что нужно было делать.
И знаете, наступил день, когда мне стало жаль себя. Я вообще не страдаю этим, я не привыкла сидеть и рыдать над своими несчастьями. Но в то время, видимо, я просто выбилась из сил. Чувствовала-то я себя хорошо, а вот организм был ещё слаб. Поэтому я работала как здоровый человек, а уставала как нездоровый. В ушах звучали слова химиотерапевтички (замечательной женщины, дай бог ей всего, чего она пожелает): "Вам бы поехать куда-нибудь отдохнуть!"
Да! Я хочу отдохнуть! Я устала! Но мне некогда отдыхать. И поехать куда-нибудь я тоже хочу! Но у меня нет ни одной лишней копеечки! И мне стало жаль себя. И так до слёз хотелось на тёплое море! Тем более, что мне ж его доктор прописал! А я тут сижу в этом ледяном мраке с промерзающими граблями в руках... Обидно! Очень мне было обидно!
И я стала вынашивать план, как я обвешаю всю конюшню камерами, которые будут давать сигнал прямо ко мне в телефон, а сама буду лежать где-нибудь под пальмой, слушать плеск волн и целыми днями пыриться в экран и раздавать сотрудникам ценные указания. Хороший же план? Безупречный, я считаю! Эта мысль реально грела меня, и так проходил мой четвёртый месяц после окончания химиотерапии.
Но я смогла разорвать этот порочный круг ледяного отчаяния! И устроила себе праздник души подручными средствами (всего за 300 рублей), но об этом я расскажу в следующий раз. А пока, пожалуйста, подпишитесь на мой канал, вам это ничем не грозит, а мне приятно.
И задавайте вопросы! Я постараюсь ответить всем.
Крепкого вам здоровья!
Следующая публикация находится тут.
Начало моей истории находится тут.