Найти тему
Бард-Дзен

Но ласточки еще не улетели… Осенние песни

Парадоксальный автор Сан Саныч Дольский! Если прочесть текст сегодняшней Осенней песни как стихотворение, может показаться, что это либо пародия, либо просто юмористическое стихотворение. Во всяком случае, слишком серьезно отнестись к нему будет весьма сложно, а уж признать это стихотворение лирическим и серьезным и вовсе почти невозможно.

Тем не менее это красивая лирическая песня, очень атмосферная и глубокая. И, слушая ее именно в исполнении Дольского, никаких сомнений в том, что это серьезно и лирично уже не возникает. И тонкий юмор автора, который и в песне никуда не девается, вовсе не мешает красиво взгрустнуть, глядя в окно на торжество осени.

Нет, это, конечно, не открытие филологическое – собрать из шутки лирику, но даются такие фокусы только истинным мастерам. Около месяца назад я писал большой текст о Леониде Семакове – тот тоже большой мастер хорошей шутки в грустной песне, а его Осенний романс я буквально на днях намерен поставить и в Осенние песни тоже. Но Дольский, пожалуй, в такой игре круче всех. Это и не удивительно – при всем при том, что Сан Саныч лирик до мозга костей, юморист-то он ведь тоже со стажем, и эта его авторская ипостась не меньше любима бардовским народом, а значительной частью его и побольше.

И все равно удивительно, как в авторскую голову приходит странная мысль рассказать об осени через такие вот неподходящие метафоры и сравнения:

Осталось две получки до метели
И ни одной любви до Рождества

Есть ощущение, что Дольский тут сам с собой весело поиграл в слова, и в душе нахохотался до слез, хотя в самой песне максимально постарался остаться серьезным и даже несколько излишне грустным. Это же щербаковщина какая-то, ей Богу! Если не по форме, то уж по сути-то совершенно точно. По мне, так просто гениальная игра.

-2

Штука-то еще в том, что тот же Щербаков, играя в подобные игры, открыто заявляет – я играю, присоединяйтесь, если хотите, но играем по моим правилам. А вот Дольский не просто не заявляет, он еще и максимально маскирует сам факт игры. Это потрясающий театр, но зрителей своих Сан Саныч предпочитает видеть все же в зале, а не на игровом поле. И если зрители еще и поверили в игру, и растаяли в игровой грусти Дольского, а то и вовсе приняли ее за чистую монету, думаю, автор и вовсе оказывается совершенно счастлив.

Обман, конечно, но такой красивый и такой изысканный, что мы этот обман прощаем заранее. Даже если и заметили, что нас дурят. А что! Пушкин же на сто с лишним лет раньше сказал:

Ах обмануть меня не трудно,
Я сам обманываться рад

И если вы думаете, что я, раскусив обман этот, не рад обманываться сам, то вы не правы, ей Богу. Рад, и вас к тому же призываю. Обманемся вместе. В конце концов, что такое искусство, если не изысканный обман, который мы хоть и понимаем, но все равно любим безумно.